Главная » Продукты питания » 6 месяцев ребенку развитие питание таблица. Развитие ребенка на шестом месяце жизни. Купаемся с удовольствием

6 месяцев ребенку развитие питание таблица. Развитие ребенка на шестом месяце жизни. Купаемся с удовольствием

В этой статье:

Полугодовалый малыш отличается от того, который был еще месяц назад. Это возраст условного взросления, обычно именно в 6-месячном возрасте малыши приобретают умения ползания и сидения. Развитие 6-месячного ребенка стремительно, жажда познания окружающего мира все сильнее.

Физическое развитие

Многие детки в возрасте 6 месяцев уже умеют сидеть, но если ваш кроха самостоятельно еще не садится, то паниковать не стоит. Тем более не стоит принудительно сажать чадо, как любят советовать бабушки — в подушки. Нет, нет и еще раз нет, наукой давно доказано, что если малыш не сел, значит, его кости еще не достаточно окрепли и принудительное сажание может привести к заболеваниям позвоночника или тазобедренных суставов.

Полугодовалый малыш уже активно переворачивается с живота на спинку и обратно, многие пытаются стать на четвереньки, а некоторые уже уверенно на них стоят. Нередко можно увидеть, как лежа на животе ребенок выпячивает попу вверх и пытается ползти, изображая гусеницу. Помогите своему чаду — подставьте ладонь под его ступни, чтобы он отталкивался. Стимулируйте ребенка — положите впереди яркую игрушку, чтобы он пытался ее достать.

Не стоит огорчаться, если ваш малыш не ползает, некоторые дети сразу начинают ходить. Однако и пускать на самотек не стоит, всячески старайтесь помочь малышу, попытайтесь его научить.

Психическое и сенсорное развитие

В возрасте 6 месяцев у ребенка сохраняется режим дня 5-месячного. Ночью кроха спит спокойнее и дольше, днем все больше бодрствует. Полугодовалый непоседа активно изучает все вокруг, пытается дотянуться до всего, что его интересует, и многое пробует на зубок. Игрушку ребенок может рассматривать долго, перекладывая ее из руки в руку и переворачивая.

В этом возрасте дети не любят оставаться наедине с собой и требуют больше внимания. Делают попытки сесть и иногда даже встать. Если дать малышу руки, когда он лежит, то он будет подтягиваться, опираясь ножками.

Все, что попадает в поле зрения, изучается, ощупывается и пробуется на вкус. Малыш уже может отличить интонации в голосе родителей, реагирует на звуки извне. Для того чтобы успокоить малыша, нужно поговорить с ним. Обычно в возрасте 6 месяцев дети уже могут отзываться на свое имя, если нет, то почаще называйте его по имени, чтобы ребенок запоминал.

Речевые навыки

К полугодию ребенок обычно активно гулит, в его речи появляются слоги, чаще всего па-па-па, ма-ма-ма, ка-ка-ка и так далее. Можно уловить различные интонации в гулении, а также при пускании пузырей из слюны ребенок урчит и рычит.

Для развития речи нужно как можно больше разговаривать с ребенком и способствовать развитию мелкой моторики. Если вы по каким-то причинам до сих пор не начали читать ребенку, то скорее начинайте это делать.

Что кушает 6-месячный ребенок

Наверняка к этому возрасту вы уже поняли, что показателем нормального развития и здоровья крохи является не количество съеденного, а прибавки в весе. Предположительно, за один прием пищи полугодовасик съедает около 200 граммов молока (или смеси).

Как правило, деток на искусственном вскармливании начинают прикармливать раньше, чем грудничков. Если ваш грудничок в 6 месяцев еще не знаком с прикормом, то самое время познакомить. По поводу прикорма нужно советоваться с педиатром, ведь каждый случай конкретен и имеет свои особенности. Если ребенок уже знаком с фруктовыми и овощными пюре, то можно вводить в рацион 6-месячного ребенка новые продукты, но при условии, что ребенок не аллергик.

Число кормлений 6-месячного ребенка обычно равно 5 — через каждые 4 часа. Прикорм вводить рекомендуется в дневное время, чтобы со временем обед перевести полностью на взрослую еду. Внимательно следите за реакцией ребенка на каждый новый продукт.

Режим дня

Режим для младенца 6 месяцев не сильно отличается от 5-месячного. Утром после пробуждения — водные процедуры в виде умывания, чистка носа при необходимости. Купать ребенка нужно за час до сна и подмывать днем после каждого стула.
Прогулки нужны ребенку для крепкого здорового сна и укрепления иммунитета. Гуляйте минимум 2 раза в день по 2 часа. Летом можно гулять и больше.

Играйте в развивающие игры для маленьких деток, но ненадолго оставляйте ребенка одного, он должен привыкать, что мама не может постоянно находиться рядом. Игрушки для 6-месячного ребенка должны быть максимально безопасными, чтобы не было мелких деталей.

Обязательно делайте зарядку — гимнастика для 6-месячного ребенка многое значит. Приговаривайте потешки во время всех процедур, напевайте песенки. Не забывайте о массаже, его нужно делать не менее чем через час после еды. Будьте в тактильном контакте с ребенком, он должен чувствовать тепло маминых рук.

Не нужно подгонять ребенка в развитии, всему свое время, он обязательно всему научится. Будьте терпеливы, побольше говорите с ребенком, читайте ему книги и тогда ваш малыш будет здоровым и психически, и физически.

Полезное видео о развитии малыша в 6 месяцев

В 6 месяцев кругозор, внимание, потребности ребенка становятся шире. То же происходит и с рационом. Он становится более разнообразным. Раньше врачи советовали начинать прикорм чуть ли не с месячного возраста. Сегодня же их мнение поменялось, они рекомендуют менять меню ребёнка в 6 месяцев. Как правило, питание малыша в этот период становится более разнообразным. До этого момента он пил только грудное молоко или молочные смеси.

Если ребёнок заболел или ему недавно делалась прививка, тогда прикорм лучше отложить. Иначе родители и знать не будут, от чего у него температура. Сейчас узнаем, какое же должно быть меню ребёнка в 6 месяцев.

В основном в этот период мы начинаем давать овощные пюре. Можно, конечно, давать и фруктовые. Но тогда карапуз после сладкого будет отказываться есть более питательные блюда. Чтобы не было аллергических реакций и сыпи у малыша, нужно сначала дать пол чайной ложечки пюре.

Вводить прикорм желательно с утра. Если у малыша появится сыпь или что-то подозрительное, можно сразу же принять меры, в ночное время сделать это довольно сложно. Перед тем как давать ребёнку новое питание, необходимо изучить, какие аллергические реакции могут дать определённые овощи.

Если все нормально, то дозировку в течение недели нужно увеличивать на пару чайных ложек. Нельзя вводить в рацион малыша сразу два и более новых блюда. Пусть сначала к одному привыкнет, через 2 недели ко второму и так далее. должен быть очень сильно измельчён, дальше можно делать с маленькими кусочками (но очень постепенно), чтобы ребёнок не подавился во время еды.

Овощные пюре

Мамы часто задаются вопросом: "Чем кормить ребёнка в 6 месяцев?" Первое овощное пюре, как правило, состоит из картофеля, кабачка, моркови или цветной капусты. Если переносимость этих продуктов у ребёнка нормальная, тогда овощи можно смешивать. Например, морковь с картофелем или кабачком. С овощами можно готовить разные супы, только перед подачей обязательно измельчить в блендере.

Нежирное мясо

После привыкания к овощам ребёнку можно предложить нежирное мясо. Его тоже нужно измельчать и добавлять в супы или в пюре. Что можно дать ребёнку в 6 месяцев из мяса? Телятина и индюшатина отлично подойдут для нового прикорма. На бульоне из такого мяса можно сварить малышу суп. Только сначала его нужно очень хорошо процедить, чтобы не было жира. Телятина или индюшатина понравится каждому ребёнку. Приготовить мясное пюре совсем не сложно. К примеру, телятину нужно очистить от лишней плёнки, вымыть в большом количестве воды, порезать кусочками и тушить до готовности.

Блендер не всегда хорошо измельчает мясо, поэтому его лучше прокрутить 2-3 раза через мясорубку. Оно получается после такой процедуры достаточно сухим. Чтобы ребёнок им не давился, можно налить немного бульона - до нужной консистенции. После чего поставить на медленный огонь и довести до кипения. Сливочного масла нужно добавлять совсем немного - по 1-2 гр. Меню ребёнка в 6 месяцев постепенно становится более разнообразным и сбалансированным.

Каши

Что можно дать ребёнку в 6 месяцев, помимо мяса и пюре? Каши. Они очень полезны для организма любого человека, особенно детей. Это уже начало второго прикорма после пюре. Дети каши любят. Однако есть перловка и пшёнка, которые тяжелее усваиваются и жуются, поэтому эти 2 вида не стоит пока давать.

Что можно дать ребёнку в 6 месяцев? Если у ребёнка маленький вес, частые отрыжки, тогда начинать надо с манной каши. Ежедневно употреблять её не стоит, так как витаминов в ней достаточно мало, а вот крахмала хватает, из-за чего может появиться аллергия.

Если же у ребёнка довольно часто жидкий стул, тогда прикорм лучше начинать с которая нормализует кишечник. При запоре геркулесовая каша подойдёт, так как, наоборот, расслабит. Самой полезной кашей считается гречневая. Её можно детям, страдающим диатезом.

Как кормить кашами?

Манную кашу измельчать нет необходимости. Вот все остальные стоит хорошо перемолоть в блендере. Манную варят на молоке (воду добавляют обязательно). Когда уже ребёнок привыкнет к такому кормлению, можно воду исключить полностью.

Ещё одна каша, которая очень полезна для ребёнка - это овсянка. Она содержит фосфор, железо и другие вещества, необходимые для организма. Главное, что она не только полезная, но и питательная.

Фруктовые пюре

Чем кормить ребёнка в 6 месяцев сладким? После основных блюд можно начинать баловать малыша вкусненьким, например, фруктовые пюре. Давать сначала нужно по половине или четверти чайной ложки, постепенно доводя грамм до 50. Через 2 недели можно вводить новое. Когда малыш привыкнет к разным пюре, тогда их можно совмещать. Например, яблоко с морковкой или грушей.

Мнение врачей по этому поводу

Так как мамы ходят с детками в поликлинику до года, то доктор на приёме должен им рассказывать, чем кормить ребёнка в 6 месяцев. Родители, у кого только первый малыш, не знают, как и что правильно давать карапузу, чтобы ему не навредить. Они с удовольствием следуют советам. Только на сегодняшний день мнения докторов по поводу того, какое должно быть расходятся. Одни утверждают, что лучше покупать в аптеках специальные консервы для детей, другие считают, что целесообразнее готовить самим. Но мама должна понимать, что, во-первых, консервов не накупишься, так как цены на них высокие, во-вторых, сама приготовила и точно знаешь, что даёшь своему малышу.

Творог

Что можно дать ребёнку в 6 месяцев ещё, кроме пюре, каш и мяса? Конечно, творог. Он необходим для подрастающего организма, так как в его состав входит белок, кальций, фосфор, что необходимо для крепких суставов, зубов, волос и т. д. Главное, чтобы у ребёнка не было аллергии на молочные продукты. Тогда творог будет усваиваться очень легко.

Его надо начинать давать с 5 грамм, раз в день, лучше в 16-18 часов. Таким образом довести до 50 грамм. Столько же нужно давать регулярно до года. Когда организм малыша привыкнет к творогу, тогда его можно соединять с привычными для него фруктовыми пюре. Через неделю можно добавить в это же блюдо ещё и печенье. На полдник пойдёт в самый раз.

Напитки для малыша

Что можно давать пить ребёнку в 6 месяцев помимо грудного молока? Отвар шиповника очень полезен для малыша, жажда утоляется хорошо. Воду пить нужно обязательно. Часто дети отказываются от неё, но хотя бы несколько капель через пипетку давать необходимо. Любой сок, только домашний, а не купленный.

Давать его нужно начинать с 2 капелек в сутки, постепенно увеличивая дозировку. Яблочный сок реже всего вызывает аллергию, поэтому с него желательно и начинать новое питьё. Когда ребёнок привыкнет к нему, тогда можно давать сок с мякотью.

Если ребёнок страдает запорами, тогда желательно давать сок сливовый, яблочный, яблоко с шиповником или тыквой. Также благодаря этим напиткам малыш меньше будет болеть вирусными инфекциями.

После сока можно вводить компоты из свежих ягод и фруктов. Кисель - ягодный или молочный тоже подойдёт, но не для утоления жажды, а для разнообразия. Пить нужно за полчаса до еды или после. Ни в коем случае нельзя давать пить во время приёма пищи. От этого затрудняется переваривание еды.

От 6 месяцев до годика ребёнку нужно выпивать не меньше 300 мл жидкости в сутки. К кефиру малыша приучать тоже нужно. Для первого раза хватит и 3-х чайных ложек, после чего надо докормить смесью или грудным молоком. На протяжении всего дня необходимо наблюдать за малышом, как он отреагировал на новый продукт.

Если жидкости ребёнку давать недостаточное количество, тогда может случиться обезвоживание. Слишком большое потребление её затрудняет работу почек. Именно поэтому каждая мамочка должна контролировать не только питание, но и то, сколько пьёт её малыш.

Примерное меню ребёнка в 6 месяцев

В 6 часов утра даётся только грудное молоко или смесь.

8.00 - каша 100 гр. + сливочное масло 2 гр. и сок 50 мл.

10.00 - смесь или грудное молоко.

12.00 - пюре фруктовое 100-30 гр.

14.00 - пюре овощное 120 гр. + мясное 20-30 гр.

16.00 - грудное молоко или смесь.

18.00 - фруктовое пюре 100-130 гр. или творожок 50 гр.

20.00 - смесь или грудное молоко.

На протяжении дня ребёнку необходимо предлагать соки, чаи, компоты и так далее.

Это не точное меню, а только приблизительное. В этом возрасте ребёнок становится более активным. И материнского молока становится очень мало для него. Именно поэтому каждая мама должна задуматься, какое питание должно быть у ее активного ребенка. Можно родителям завести дневник, где расписать питание малыша на каждый день и придерживаться этого меню. Тогда они не будут путаться, а еда станет сбалансированной и разнообразной. Кроме того, следует помнить, что недопустимо вводить в меню несколько продуктов за один раз. В этом деле торопиться не стоит, иначе вполне вероятно возникновение различных проблем (сыпь, боли в животике, капризы). Ведь малыш не может сразу адаптироваться к непривычной пище.

Расписание

Для того чтобы точно знать, чем кормить ребёнка в 6 месяцев, питание стоит расписать по дням.

1 день. Яблочный сок, гречневая банановое пюре.

2 день. Компоты, рисовая каша, яблочное или грушевое из брокколи или цветной капусты, немного творожка.

3 день. Овсяная каша с добавлением молока, желательно грудного. Кисель, фруктовое пюре - сливовое или тыквенное.

4 день. Гречневая каша, картофельное пюре, кефир, фруктовое пюре.

5 день. Рисовая каша. Немного сваренного яичного желтка (меньше половины), кисель, пюре из кабачка, морковный сок.

Первое и четвёртое кормление должно состоять только из грудного молока или смеси.

Если расписать таким образом меню ребёнка, тогда оно будет сбалансированным и здоровым. В шестимесячном возрасте ребёнок привыкает к новой пище, ближе к 7-ми он уже получает все основные продукты питания. В 6 месяцев кашу давать больше одного раза не стоит. Она питательная, поэтому не нужно удивляться, если ребёнок от следующего кормления может отказаться. Заставлять его не нужно, значит, ему хватило предыдущей еды. Если ребёнок постоянно отказывается от определённого питания, тогда он просто переел этого продукта (или же он попросту ему не нравится). Нужно дать крохе время, чтобы забыть о нём, и попробовать опять.

Чем нужно кормить ребёнка в 6 месяцев, если у него есть зубки? Яблочко или морковку сначала предварительно почистить и дать погрызть, но только очень аккуратно! Не нужно оставлять малыша без присмотра, если он кушает овощ или фрукт. Важно: начинать прикорм желательно с овощей, постепенно переходя на каши. Фруктовые пюре и соки вводить нужно после них. Мясо в рационе должно присутствовать в совсем маленьком количестве. Молочные продукты вводить нужно после других. Яичный желток, цитрусовые, клубника могут вызывать аллергию, поэтому давать надо очень осторожно. Шоколад до 3-х лет не рекомендуется вообще.

Заключение

Теперь вы знаете, какое должно быть. Надеемся, что наши советы вам помогут составить правильный рацион. Помните, что правильное и сбалансированное питание обеспечит рост, активность и здоровый образ жизни.

Вот и прошли первые полгода жизни вашего малыша. Он уже многому научился, умеет показывать свой характер, но после шести месяцев количество изменений в физическом и психическом развитии будет только увеличиться. Малыш становится настоящей личностью, меняется его режим дня и рацион питания, появляются новые навыки и привычки. Каждый новый день будет приносить в вашу семью новые открытия и достижения в жизни ребенка.

Физиологическое развитие малыша на 6 месяце

Каждый месяц родители совместно с педиатром наблюдали, как проходит физическое развитие ребенка. Ежемесячный контроль веса, роста, окружности головы и груди сравнивали со средними показателями центильной таблицы. Согласно ее данным средний рост ребенка в шесть месяцев должен быть в пределах 64-67 сантиметров, а средний вес – от 6,5 до 8,5 килограммов, в зависимости от веса при рождении.

  • Самостоятельно переворачивается с животика на спину и обратно.
  • В ножках и ручках пропадает гипертонус.
  • Может лежать на животе, опираясь только на одну руку, а другой рукой берет интересующий его предмет.
  • Может при помощи рук взрослого подтягиваться из положения лежа в положение сидя, делая крепкий захват своими ручками.
  • Сидит самостоятельно или активно пытается это делать.
  • Самостоятельно ползает или пытается выполнять похожие движения на четвереньках.
  • Твердо отталкивается ножками от поверхности, при поддержке его за подмышки.
  • Учится самостоятельно стоять, придерживаясь за край детской кроватки.
  • Проявляет большой интерес к различным предметам, которые можно брать и ощупывать, бросать и пробовать «на вкус». Может одновременно брать игрушки в каждую руку, кидать их и снова поднимать.
  • Понимает, как найти предмет, если он спрятался под покрывалом или другим накрытием.
  • Довольно продолжительное время для этого возраста (примерно пятнадцать минут) может играть самостоятельно, увлекается процессом игры, особенно, если у него что-то получается делать без помощи взрослого. Это может быть нанизывание колечек на пирамидку, собирание маленьких предметов в коробку, закрывание и открывание коробочки и другие занятия.
  • Появляются первые зубки (центральные нижние). В этом возрасте необходимо посетить детского стоматолога на предмет строения челюсти и уздечек.

Психическое и эмоциональное развитие

  • Если до шестимесячного возраста криком и громким плачем ребенок выражал эмоции, общался, требовал чего-то, выражал негодование, то теперь плач – это только проявления дискомфорта. Он может быть связан с переполненным подгузником, болевыми ощущениями, жарой или холодом и т.п. Общение малыша с родителями происходит при помощи новых звуков, звукосочетаний, лепета. Малыш пытается повторять услышанные звуки, без осознания их назначения. Примерно в шесть с половиной месяцев ребенок уже может произносить множество звуков (около сорока).
  • Происходит осознанная беседа между ребенком и взрослым. Малыш учится повторять то, что его просят сказать. Он может найти тот предмет, о котором говорят.
  • Голоса самых близких людей малыш слышит и узнает на расстоянии, даже из другой комнаты. При этом он тут же реагирует своеобразными возгласами, давая всем понять, что ему нужно уделить внимание, взять на ручки.
  • Большинство деток в этом возрасте могут проявлять ласку и нежность (например, обнять, прижаться, поцеловать). Менее настороженно малыши в этом возрасте реагируют на посторонних людей, но на близкий контакт пока не идут.
  • Происходит постепенное формирование самых простых причинно – следственных связей. Ребенок может криком позвать маму (он понимает, что на его голос будет именно такая реакция). Малыш интересуется различными кнопочками, звоночками и другими приспособлениями или предметами, из которых появляются звуки (например, игрушка с кнопкой или книжка с музыкальной вставкой). Но во всех действиях малыша пока отсутствует чувство самосохранения.
  • Происходит формирование активного интереса к окружающему миру. Ребенка интересует все вокруг – предметы мебели, игрушки, бытовая техника, домашние животные, звуки, яркие краски, природа. Поэтому во время игры, экскурсии по дому или на прогулке малыш все чаще что-то лепечет и что-то хочет узнать.

  • Малыш должен уметь фокусировать взгляд на одном предмете и выделять его из многих. Для этого подержите яркую игрушку примерно в двадцати сантиметрах от малыша и понаблюдайте за его взглядом.
  • Ребенок должен проявлять различные реакции на абсолютно разные предметы – например, любимая игрушка и бутылочка с молочной смесью. Покажите эти предметы малышу один за другим. Скорее всего, на игрушку он отреагирует оживлением и восторгом, а на молоко – будет открывать ротик.
  • Ребенок должен проявлять интерес к звукам. Например, музыкальная игрушка может заинтересовать его так, что он с помощью взрослых захочет приподняться из лежачего положения и возможно даже сядет.
  • Малыш может имитировать звуки и эмоции взрослых. Попробуйте поговорить с ним, используя разную мимику. Возможно, вы увидите повторение вашей улыбки и строгого сморщенного лба с насупленными бровями.
  • Дети в этом возрасте довольно крепко цепляются за предметы. Они надежно удерживают игрушки в своих руках, и отнять их не так-то просто. Попытайтесь забрать из рук ребенка предмет, и вы увидите противостояние и недовольство.
  • Ребенок отлично знает свое имя, он много раз слышал, как ласково его называют окружающие. Поэтому, услышав его в очередной раз, он проявляет при этом положительную эмоциональную реакцию. Проверьте.

Что должно насторожить

  • У малыша отсутствует желание сидеть, а поддержка взрослого не помогает.
  • Ребенок не отталкивается ножками от поверхности, если вы его держите за подмышки.
  • Не может переложить предмет из одной руки в другую.
  • Отсутствует реакция ребенка на звуки и движения, находящиеся на втором плане.
  • Не просит взять его на ручки.
  • Не оживляется эмоционально при виде родителей, почти не улыбается и ничего не лепечет.

Все это должно насторожить маму и папу и заставить немедленно проконсультироваться со специалистами.

Начало прикорма

Шесть месяцев – это самое благоприятное время для начала прикорма. Первые полгода все необходимые полезные вещества находились в грудном молоке. Если малыш – искусственник, то прикорм можно начинать примерно с четырех месяцев.

Ребенок в шестимесячном возрасте становится более активным, он тратит много энергии и сил, он растет и развивается. Такие затраты можно восполнить при помощи растительных белков, минералов и различных полезных микроэлементов.

Не стоит откладывать начало прикорма на более поздний срок. Именно сейчас нужно развивать жевательные навыки ребенка. Если отложить прикормы хотя бы на месяц, то это может спровоцировать возникновение анемии, рахита или гипотрофии. Малышу в дальнейшем будет трудно перестроиться с жидкой пищи на более густую. Начав прикорм сейчас, можно не спеша вводить по одному продукту в рацион ребенка и следить за реакцией его организма. Это поможет в дальнейшем избежать аллергии на отдельные продукты.

Первое время проводите прикорм в утренние часы перед основным кормлением. Желательного начинать с овощного пюре (для полненьких малышей и при проблемах со стулом) или каш (для детей с маленьким весом). Каждый овощ вводите отдельно – это может быть цветная капуста, кабачок или брокколи. Гречневая, рисовая или кукурузная каша варится только на воде без добавления сахара или соли.

Приготовление овощного пюре

  • Обдать овощи кипятком.
  • Сварить (в воде или на пару).
  • Взбить при помощи блендера или протереть через сито.

При необходимости можно разбавить пюре овощным отваром.

Если это не лето и не осень и качественные свежие овощи приобрести невозможно, то воспользуйтесь овощными пюре в баночках. Во время кормления пользуйтесь специальной детской ложечкой. Следите за температурой продукта (норма – около 37 градусов).

Начинайте давать прикорм в количестве одной чайной ложки, каждый раз прибавляя по такой же порции. В течение недели объем овощного пюре будет примерно 150 граммов. Такое количество может полностью заменить одно кормление. Все остальные кормления продолжаются по требованию ребенка. Каждый продукт вводится по отдельности и только после привыкания малыша к предыдущему. Детские каши с несколькими компонентами не рекомендуется давать детям до семимесячного возраста.

Если один из продуктов (овощей или каш) вызвал у малыша аллергическую реакцию или расстройство стула, то стоит отказаться от этого продукта на некоторое время, а позже повторите попытку.

Отучаем от соски

Шесть месяцев – это благоприятное время для отучения от соски, потому что малыш уже учится пить из чашки и постепенно отвыкает от кормлений из бутылочки в ночное время. Днем он кушает с ложечки. В этот период намного легче перенести ребенку разлуку с соской. А если еще учесть, что соска может нанести вред деснам и будущим зубам ребенка. Ведь наступил тот возраст, когда режутся зубки. Педиатры рекомендуют вместо соски приобрести для малыша специальное колечко для десен.

Режим сна малыша в 6 месяцев

Сон малыша в возрасте старше шести месяцев становится более упорядоченным. Теперь ребенок может спать в ночное время, не просыпаясь, около 6-7 часов. Дневной сон обычно бывает два раза по 1,5-2 часа. Но эти показатели средние, а у каждого ребенка свой индивидуальный режим сна.

Дети, которые находятся на грудном вскармливании, могут просыпаться несколько раз за ночь, чтобы покушать. С возрастом это пройдет. Для беспокойных и гиперактивных малышей, которые плохо спят ночью, опытные родители и педиатры рекомендуют:

  • После дневного сна должно пройти не менее четырех часов до ночного укладывания.
  • Обязательно используйте купания ребенка в теплой воде с отварами трав незадолго до ночного сна.
  • На ночь, после купания, ребенка нужно хорошо покормить.

В игровой ситуации развитие ребенка происходит легко и непринужденно. Например, развивать речь малыша можно при помощи детских книг с яркими картинками и коротенькими стишками. Книги должны быть изготовлены из плотного картона, страницы которого сможет переворачивать малыш даже без помощи взрослых. Пока ребенок справляется со страницами и рассматривает картинки нужно повторять ему двустишия, отдельные слова, фразы или четверостишия. Это способствует раннему речевому развитию.

Речевое развитие напрямую связано с развитием мелкой моторики. Необходимо проводить специальные занятия для развития пальчиков:

  • В качестве предметов для игры предложите малышу различного размера коробочки, баночки, куклу – матрешку.
  • Пальчики малыша должны хорошо ощущать и различать размеры и форму предметов. Сшейте несколько мешочков из плотной ткани и положите в них по отдельности разные предметы – пуговицы, фасоль, песок, горошинки, гальку.
  • Катание теннисного шарика ладошками.
  • Массаж пальчиков.
  • Сжимание и разжимание мягкой игрушки со звучанием.
  • Игра «Ладушки», «Сорока – ворона».

Во время таких занятий не скупитесь на похвалу. Малыш должен чувствовать, что мама ним довольна.

В качестве игровой площадки ребенку больше подойдет пол, в детской кроватке ему уже не так интересно и тесно. Разложите на полу в разных местах его любимые или новые игрушки, пусть он старается подобраться к ним самостоятельно.

Не стоит забывать о закаливании организма ребенка. В него входят ежедневные прогулки на свежем воздухе, купания и воздушные ванны, а также массаж и ежедневная утренняя гимнастика.

Малыш начинает впитывать каждое слово и действие взрослого. Он реагирует на любой звук или возглас. Постарайтесь, чтобы малыш слышал только хорошее и испытывал только положительные эмоции. Не заставляйте ребенка выполнять то, что он не хочет. Не перегружайте его различными упражнениями и занятиями. Его неокрепшему организму больше всего необходимы только внимание, ласка и ваша забота.

Как оценить развитие ребенка в 6 месяцев (видео)

Дети очень быстро растут. Несколько месяцев назад ваш кроха только и делал, что ел да спал. Зато теперь он активно изучает мир, пытается общаться, дергает вас за волосы, играет с погремушками и требует к себе повышенного внимания. Полгода - серьезная веха на пути развития малыша. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев и как помочь ему освоить все необходимые навыки?

Физиологическое развитие

Первое, что сделает педиатр во время планового приема - измерит рост и вес младенца. Ребенок на 6 месяце жизни вырастает на 2 см и прибавляет 600-650 г. Рост карапуза в среднем составляет 64-68 см, вес - от 7,5 до 9 кг. Впрочем, допустимы небольшие отклонения от этих цифр.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Развитие всех органов чувств протекает активно. У малыша совершенствуется слух, зрение, обоняние. Он различает людей и предметы, учится правильно оценивать расстояние до игрушки, узнает запахи. Время активного бодрствования увеличивается до 3 часов. Некоторые дети с трехразового дневного сна переходят на двухразовый. Работа пищеварительной системы налаживается, поэтому можно вводить прикорм.

У многих малышей в этом возрасте прорезаются зубки, что может привести к раздражительности, постоянным капризам, повышению температуры.

Развитие самостоятельности и опрятности

Говоря о том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, нельзя забывать об освоении основных навыков самообслуживания. К этому возрасту малыш хорошо ест с ложки кашу, пюре. Если дать ему печенье или кусочек банана, он возьмет их в руку, сможет самостоятельно откусить, разжевать деснами. А вот поднести ко рту ложку с едой для него пока слишком сложная задача. Многие груднички пытаются сами удержать бутылочку с молоком. В этом возрасте научите ребенка пить из чашки, поднося ее к губам крохи.

Во время одевания малыш по просьбе мамы начинает протягивать ручку, ножку. Это отличный способ выучить части тела. Он уже умеет стягивать с себя носки, головной убор. Некоторые родители в этом возрасте покупают горшок и высаживают на него кроху после еды, перед сном и прогулкой, после них. Результаты от такого приучения бывают самыми разными. За первыми успехами часто следует откат на исходную позицию. Полугодовалый ребенок еще не способен контролировать свои естественные отправления.

Мелкая моторика

Способность хватать предметы - главное достижение ребенка в 6 месяцев. Что умеют маленькие ручки? Они могут брать и удерживать игрушки разных размеров, бросать их, трясти, сжимать, катать мяч, хлопать в ладоши. Младенец отлично координирует движения своих конечностей, умеет перекладывать предмет из одной руки в другую. Однако захват пока осуществляется всей кистью, пальчики слушаются плохо.

Родители могут помочь своему ребенку, играя с ним в пальчиковые игры ("Ладушки", "Сорока" и др.), делая массаж ручек. Очень важно правильно выбрать игрушки с разнородной текстурой, с кнопочками, подвижными деталями, пищалками. Манипулируя ими, младенец учится контролировать и координировать движения рук, пальцев. Полезно в этом возрасте и рисование на листе обоев. Купите пальчиковые краски и окунайте в них всю ладошку. Первые шедевры обязательно сохраните на память.

Ползание

От этого навыка зависит не только физическое, но и интеллектуальное развитие ребенка 6 месяцев. Что умеет делать ползающий малыш? Он способен активно исследовать окружающее пространство, добираться до интересующих предметов, изучать их свойства, пробовать на зуб. При этом активно развивается мышление, самостоятельность.

В полгода ребенок уже хорошо умеет переворачиваться с бока на бок, со спины на живот и обратно. Он пробует ползти на животе или другим способом, учится вставать на четвереньки. Чтобы помочь ему, мама может подставлять свои ладони под крошечные стопы. Младенец будет инстинктивно отталкиваться от них и двигаться вперед. Для создания мотивации положите на небольшом расстоянии интересную игрушку.

Когда малыш делает первые неуверенные попытки ползти, подайте ему пример, передвигаясь по-пластунски или на четвереньках. После освоения навыка предложите ребенку преодолеть лабиринт из диванных подушек, переползти через валики из одеял, найти игрушку под накрытым покрывалом стулом.

Учимся сидеть

Любопытство - главная черта здорового малыша. Нередко в возрасте полугода у детей возникает желание приподняться, чтобы увидеть что-то интересное. Кто-то уже уверенно садится. Другие груднички делают неумелые попытки, но при этом быстро заваливаются, так как мышцы спины еще не готовы к нагрузке.

Самостоятельное сидение не входит в основной перечень того, что умеет ребенок в 6 месяцев. И девочек, и мальчиков педиатры не рекомендуют присаживать раньше времени, так как это может спровоцировать нарушение осанки. Считается нормой, если овладение этим навыком произойдет позже, в 8-9 месяцев.

Однако уже сейчас во время гимнастики предлагайте малышу, лежащему на спине, ухватить вас за пальцы. Осторожно подтягивайте его до сидячего положения, задержитесь на 15 секунд и опускайте обратно. Упражнение нельзя выполнять, если у младенца сильно запрокидывается голова.

Учимся стоять

Что умеет ребенок в 6 месяцев, если его развитие протекает без отклонений? Здоровый малыш этого возраста уверенно опирается на ножки, когда его берут подмышки и ставят на твердую поверхность. Многие дети пытаются переступать на месте, "танцуют", подпрыгивают во время таких экспериментов. Младенцам очень нравится вертикальное положение. Некоторые сами пытаются встать, хватаясь за бортики кроватки. Поэтому во избежание травм их лучше не оставлять без присмотра.

Родителям не рекомендуется в этом возрасте стимулировать кроху к прямохождению, покупая ходунки или прыгунки. В них ребенок не научится держать равновесие, может возникнуть деформация позвоночника. Лучшее упражнение для грудничка, подготавливающее его к самостоятельной ходьбе, - активное ползание. Однако не следует и мешать малышу, если он встает в кроватке по собственной инициативе.

Мышление

Осознавать простейшие причинно-следственные связи - это то, что умеет ребенок на 6 месяце жизни. Он уже понимает, что если дернуть за веревочку, колокольчик зазвенит. При тряске погремушка начнет бренчать. Бросая мяч на пол, малыш заранее смотрит вниз.

Подарите ему игрушки, которые умеют что-то делать: пищать, если их сжимают, мигать при нажатии на кнопку. Так ребенок поймет, что способен влиять на предметы. Игры с мячиком, кубиками, волчком учат следить за перемещением вещей в пространстве, видеть результат действий: если башню толкнуть - она рассыпется.

В этом возрасте младенец готов к игре в прятки. Накройте предмет платком, оставив на виду только небольшую часть. Ребенок с радостью найдет спрятанное. Он понимает, что вещь продолжает существовать, даже если ее не видно полностью. Однако если спрятать игрушку целиком, не всякий малыш начнет поиски. Младенцу пока трудно осознать, что предмет присутствует, несмотря на то что его не видно.

Речь

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Девочки и мальчики активно стремятся к общению с близкими, смеются, визжат, привлекая внимание к себе. Они уже отличают ласковый тон от сердитого, ориентируются по мимике взрослого. Обогащается пассивный словарный запас. Дети знают названия игрушек, предметов быта. Вслед за вопросом: "Где у нас часики?" - часто следует указательный жест в правильном направлении.

На смену гулению приходит лепет. Малыши нараспев тянут слоги: "ма", "гу", "ба", "де", пытаются имитировать речь взрослых. Со временем звуки становятся все разнообразнее. Родители могут стать инициаторами веселой переклички, повторяя за грудничком все произносимые слоги и побуждая его отвечать.

В то же время важно вести с ребенком обычные беседы, четко артикулируя все звуки, слегка растягивая ударные гласные. Во время игры много раз повторяйте название игрушек и предметов, воспроизводите звукосочетания, издаваемые ими: кошечка - "мяу-мяу", часы - "тик-так", машинка - "би-би". Выучите потешки, в которых упоминаются части тела. Декламируя стишок, поглаживайте в соответствии с текстом ручки, ножки, носик или щечки малыша.

Эстетическое развитие

Дети рано начинают реагировать на красивые предметы, музыку, потешки. Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев? Он внимательно исследует яркие, необычные предметы, рассматривает их, пробует на ощупь, облизывает. У него появляются любимые игрушки, вещи. Малыш с радостью наблюдает за кукольными представлениями, разыгранными мамой. Ему нравятся народные игры для крох. Под веселую музыку детки танцуют, под колыбельную - затихают. Знакомые композиции они узнают, реагируют радостным гулением, пытаются сами имитировать пение.

В этом возрасте очень полезны игры с музыкальными инструментами (колокольчики, барабан, ксилофон). Слушая музыку, посадите малыша на коленки, дайте погремушку и трясите ею в такт мелодии. Танцуйте с крохой на руках, попадая в ритм. Читайте нараспев детские стихи, пойти песенки, с помощью игрушек инсценируйте сказки. Полугодовалого малыша пора знакомить с первыми книжками. Лучше, если они будут с тактильными вставками, музыкальными кнопками, на которые так интересно нажимать.

Эмоциональное развитие

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? В этом возрасте он способен к активному выражению своих чувств. О хорошем настроении свидетельствует смех, радостное гуление, активные движения. Когда малыш расстроен, он плачет, "сучит" ногами, откидывает игрушки. Просясь на руки, ребенок тянется к взрослому.

Детки очень хорошо знают близких людей, оживляются при их появлении. Особую нежность проявляют к маме, стараясь привлечь ее внимание, прижаться, не отпускать от себя. Незнакомцы их пугают. Оказавшись в новом месте, ребенок становится настороженным, отказывается идти на руки к чужому человеку, может заплакать.

В этот период не следует оставлять малыша одного. Если вы выходите из комнаты, перекликайтесь с ним, чтобы он ощущал ваше присутствие. Давайте время привыкнуть к новым людям, находитесь рядом в непривычных ситуациях. Тогда кроха почувствует себя защищенным, станет увереннее.

Что умеет недоношенный ребенок в 6 месяцев?

Если ваш малыш родился раньше положенного срока, его развитие протекает с отставанием на месяц-полтора. Нормально, если кроха не пытается ползать или садиться, как большинство сверстников. Недоношенный ребенок в полгода должен:

  • узнавать родных, активно общаться с ними, реагировать на мимику, интонацию;
  • настораживаться при появлении чужого человека;
  • учиться переворачиваться со спины на живот;
  • смеяться, лепетать;
  • реагировать на звуки, оглядываться в их сторону;
  • проявлять интерес к игрушкам, держать погремушку в руках;
  • при поддержке взрослого опираться ногами о твердую поверхность, отталкиваться от нее.

Тревожные признаки

Мы выяснили, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Теперь поговорим об отклонениях в развитии.

Вам следует немедленно обратиться к специалистам, если:

  • малыш не реагирует на близких, не умеет улыбаться, не просится на руки;
  • полностью отсутствует лепет;
  • кроха не поворачивает голову к источнику звука, не слышит шуршание бумаги за спиной;
  • нет интереса к игрушкам, малыш не может взять в руку кубик, удержать его;
  • когда грудничка ставят вертикально, он просто повисает, не упираясь ногами в поверхность и не пытаясь отталкиваться;
  • если ребенка приподнять за руки из положения лежа на спине, у него заваливается голова;
  • лежа в кроватке, малыш не пытается перевернуться со спины на животик и обратно.

Чем раньше выявлено отклонение у грудничка, тем больше шансов на успешное лечение.

Список того, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, довольно внушительный. В этот период происходят кардинальные изменения, поэтому родители должны быть особенно внимательными к своим малышам. Тесный контакт с близкими людьми, положительные эмоции - основное условие для успешного развития. Будьте рядом с младенцем, поощряйте его активность, радуйтесь незначительным успехам, и они не заставят себя ждать.

В настоящее время педиатры советуют в соответствии с протоколами ВОЗ первые 6 месяцев кормить ребенка только грудным молоком. Здоровому, нормально развивающемуся малышу, получающему материнское молоко, только в 6-месячном возрасте, согласно рекомендации ВОЗ, нужно начинать вводить прикорм.

Можно назвать несколько причин с 6 месяцев:

  • Во-первых, малыш уже более продолжительно бодрствует, самостоятельно сидит, а значит, и энергии тратит больше. Только грудное молоко не в состоянии обеспечить ребенка всеми необходимыми питательными веществами и витаминами.
  • Во-вторых, его пищеварительная система уже лучше сформирована, чем в первые месяцы жизни, и может уже переваривать и другие продукты, кроме материнского молока. Новые продукты будут способствовать дальнейшему развитию моторики системы пищеварения и выработке ферментов.
  • В-третьих, у ребенка в этом возрасте проявляется интерес к пищевым продуктам взрослых в процессе познания мира. Интерес к еде (малыш тянет ручки к посуде и продуктам, как бы «попрошайничает») не является в данном случае проявлением голода, это стремление к подражанию взрослым. Оно поможет приучить малыша к более сложным по структуре продуктам.

По достижении полугодовалого возраста ребенка следует постепенно переводить на 5-разовое кормление с 4-часовыми промежутками между кормлениями.

Некоторые мамы считают, что если , то можно начинать прикорм и с 2–3-месячного возраста малыша. Это неправильная точка зрения. Пищеварительная система младенца не в состоянии переварить, кроме маминого молока, другие продукты. При недостаточной лактации педиатр должен подобрать ребенку .

С чего начинать прикорм при грудном вскармливании?

Если ребенок не маловесный, прикорм лучше начать с монокомпонентного овощного пюре.

Выбор первого блюда для прикорма зависит от состояния малыша. Можно начинать прикорм с или фруктового (если нет аллергии) пюре. Такое первое блюдо лучше выбрать, если у крохи склонность к . Если ребенок , то можно первым видом прикорма выбрать – гречневую, кукурузную, рисовую.

Первая доза нового блюда должна быть небольшой, примерно 0,5 ч. л. (или даже четверть). Дать новую пищу ребенку нужно сначала, пока он голоден, а потом докормить грудью. Очень постепенно разовая доза увеличивается, чтобы довести в течение 2 недель до 150 г, т. е. полностью заменить одно грудное кормление.

После доведения порции нового продукта до максимально рекомендуемого объема малышу начинают вводить другой продукт в виде прикорма. Можно использовать готовые пюре из овощей или фруктов и каши или готовить малышу эти блюда самостоятельно.

Особенно полезно варить овощи на пару и измельчать их затем в блендере (или протирать через ситечко). При таком способе приготовления в овощах лучше и полезные вещества. Ребенок еще не умеет глотать густую пищу, поэтому вначале пюре должно быть жидким.

Если ребенку данное новое блюдо не понравилось, не следует кормить его насильно. Лучше взять другой овощ, а непонравившийся предложить спустя 3–4 недели. Не нужно добавлять во фруктовое пюре сахар, а в овощное – соль. В овощное пюре добавляют половину желтка, начиная с 1 капли и доводя до 1 ч. л. на полную порцию пюре (150 г).

Для приготовления каши крупу предварительно следует измельчить в кофемолке. Вначале нужно варить кашу из одного вида крупы, а через 3 недели можно использовать смесь круп. Варить можно на воде (и класть растопленное сливочное масло) или на грудном молоке.

Постепенно новые продукты могут вытеснять дневные кормления малыша грудью. Но полностью исключать грудное молоко не нужно. Им можно докармливать дитя при небольшом объеме нового продукта, оставить грудное кормление ранним утром и перед сном. Если ребенок требует кормления ночью, то следует также дать ему грудь.

В любом случае материнское молоко – . Оно не только представляет особую ценность по составу, но и содержит факторы роста, гормоны антитела, обеспечивающие иммунную защиту ребенку.

Достаточно часто малыш не съедает рекомендованную по возрасту порцию прикорма. Это объясняется тем, что интереса к новому и стремления подражать не хватает на весь объем нового блюда. А чувство голода кроха может утолить привычным естественным путем, т. е. маминым молоком.

Заинтересованность ребенка нужно учитывать. Не нужно пытаться любой ценой скормить всю порцию. Во-первых, в этом случае малыш будет высасывать меньше молока из груди, что приведет к снижению его выработки и угасанию лактации. Во-вторых, такое кормление может привести к абсолютной потере интереса к еде и плохому аппетиту у ребенка в будущем.

Основной целью прикорма должно быть одно – сформировать естественное пищевое поведение малыша. Поэтому не столь важно, соответствуют ли продукты и их количество рекомендациям. Нужно учитывать и желание крохи. Если родители не будут преследовать цель соблюдать количественную порцию детского питания, то активный интерес к пище сохранится, и не будет вытеснено грудное вскармливание. В этом случае переход к питанию с общего стола будет постепенным.

Рекомендации по прикорму для 6-месячных малышей-искусственников

Детям, получающим адаптированные молочные смеси, по согласованию с педиатром начинают вводить прикорм раньше – уже в 4 или 5 месяцев. Питательных веществ в смесях к этому возрасту уже недостаточно для полноценного развития детского организма.

В 6 месяцев малышу вводят второй прикорм. Если дитя уже получает овощные и фруктовые пюре, то вводят безмолочные или молочные (в зависимости от переносимости молока) с добавлением масла, соки, (доводят до 20–30 г), . А если в качестве первого прикорма использовалась каша, то вводят пюре. Не стоит увлекаться манной кашей, которая способствует развитию анемии и рахита.

Постепенно ассортимент блюд расширяется. Деткам подключают , которые можно готовить дома (измельчая в блендере отваренное мясо) или покупать готовые мясные консервы, выпускаемые для детского питания (обращая внимание на срок годности).

Режим кормления 6-месячного малыша

Организовать питание ребенку с естественным вскармливанием в 6 месяцев можно таким образом (такого режима придерживаются европейские диетологи и педиатры):

  • в 6 ч. – кормление грудью;
  • в 10 ч. – пюре из фруктов (30 г) и докорм грудным молоком;
  • в 14 ч. – пюре из овощей (150 г с растительным маслом) или каша, свежеотжатый фруктовый сок (50 мл) или докорм молоком матери;
  • в 18 ч. – пюре из фруктов (30 г) и молоко матери;
  • в 22 ч. – кормление грудью.

Для ребенка-искусственника рекомендуемый режим кормления:

  • в 6 ч. – адаптированная смесь (молочная или кисломолочная);
  • в 10 ч. – каша на молоке со сливочным маслом и пюре из фруктов;
  • в 14 ч. – суп (на бульоне из мяса или из овощей), пюре из овощей с добавлением растительного масла и половинки желтка, свежеотжатый сок из фруктов;
  • в 18 ч. – молочная смесь или творог, печенье;
  • в 22 ч. – или адаптированная смесь.

С учетом индивидуальных привычек ребенка можно менять время кормлений, но 4-часовые интервалы между кормлениями следует соблюдать.

Резюме для родителей

Несмотря на то что основное и наиболее физиологичное питание ребенка на 1-м году жизни – материнское молоко, приходит время, когда малышу рекомендуется вводить прикорм. По мнению специалистов, таким возрастом является 6 месяцев.

Многие мамы пытаются вводить продукты с общего стола раньше и считают, что тем самым обеспечивают организм ребенка нужными питательными веществами. На самом деле это не так: не полностью сформированная пищеварительная система не способна еще переваривать такие продукты в первом полугодии жизни.

Даже с 6 месяцев прикорм следует вводить очень постепенно, начиная с минимальных доз и продолжая кормить ребенка грудью. Маленькие порции готовят (тренируют) пищеварительную систему к взрослому питанию. С 6 месяцев малыша переводят на 5-разовое кормление с 4-часовым интервалом. Все вопросы по прикорму следует согласовывать с педиатром.

О режиме кормления и прикорма маленьких детей рассказывает программа «Школа доктора Комаровского»:




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта