Как пережить подростковый кризис? Психологические и возрастные особенности подростка.
Подростковый возраст является одним из самых важных периодов в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.
В настоящее время к подросткам принято относить детей 10-17 лет. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, подростковый кризис может возникнуть и в 11 и 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка и для близких ему взрослых. Кризис этого возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он является самым острым и длительным. Связано это с воздействием на подростка целого ряда гормональных, психологических и социальных факторов. Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не способен анализировать причины происходящего с ним.
В целом, у девочек подростковый кризис протекает в более мягкой форме, наступает раньше и кончается быстрее, чем у мальчиков.
Существуют два основных пути протекания данного кризиса:
Кризис независимости. Ребенок становится строптивым, упрямым, своевольным. Отмечаются также негативизм, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, протест-бунт.
Кризис зависимости. Его симптомы – чрезмерное послушание, зависимость от старших и сильных.
Если «кризис независимости» – это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то «кризис зависимости» – возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором – «Я ребенок и хочу оставаться им».
«Кризис зависимости» – достаточно неблагоприятный вариант развития.
В основе бурных и подчас болезненно переживаемых изменений организма подростка лежит интенсивная перестройка эндокринной системы, заканчивающаяся достижением половой зрелости. Ребенок вынужден приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю». В моменты особенно резких эндокринных сдвигов у подростков отмечается выраженное психическое беспокойство, повышенный уровень тревожности. В это время формируются психосексуальные установки и ориентации. Подросток переживает первую любовь. Пытаясь избавиться от этой тревожности, выплеснуть ее во вне, они часто вступают в конфликты, нередко отмечаются коллективные драки. Этим же объясняется повышенная склонность подростков к посещению массовых шумных рок-концертов, употребление наркотиков и алкоголя. Заметив, некоторые признаки наступления подросткового кризиса со стороны взрослых необходимо проявить такт и терпение, признание личной жизни сына и дочери как самостоятельной существующей сферы. Тогда у детей возникает (сохраняется) доверие, желание поговорить о трудностях, поделится радостью, получить совет от близких людей, а не от друзей с улицы.
В этом возрасте формируется «чувство взрослости» - стремление быть, казаться и действовать как взрослый. Он стремится войти в мир взрослых и хочет, чтобы окружающие приняли его взрослость. Это значительные сдвиги в физическом и половом созревании, это растущая самостоятельность, это общение со старшими товарищами.
Чувство взрослости - это стержневая особенность его личности. Идет переориентация- с детских ценностей на взрослые. Он претендует на новые права. Подросток не только протестует против тех или иных ограничений, он претендует на самостоятельность в принятии решений, он как будто ставит себе целью отказаться от послушания вообще, в принципе. Он становится все более нетерпимым к замечаниям, особенно в присутствии других людей. Подросток претендует на то, чтобы быть в известной мере равноправным в отношении со взрослыми, добивается от них, чтобы они признали это равноправие.
Если взрослые относятся к этому адекватно, то развитие происходит бесконфликтно. Если же подросток сталкивается с отношением к нему как к маленькому, то возникает конфликт, взаимное непонимание.
В подростковом возрасте часто возникают подростковые комплексы. Появляется этот комплекс легко, а избавиться от него очень сложно. Иногда на это уходит целая жизнь. Зная основные причины развития комплексов у подростков, вполне возможно помочь им их избежать.
Глядя на себя в зеркало, подросток видит, как правило, множество недостатков. Большой нос, оттопыренные уши, прыщи. Он непременно будет слишком высокий или низкий, худой или толстый. А если к этому добавляются очки, брекеты, крупное родимое пятно или, например, дефект речи, то жизнь может показаться не сложившейся и ненужной. Развитию этого комплекса успешно помогают насмешки сверстников, «подозрительные взгляды» окружающих и разрекламированные топ-фигуры на страницах журналов и экранах телевизоров.
Среди подростков модно меряться уровнем достатка родителей. У кого круче телефон, кто, где отдыхает, какой марки одежда и какая мебель и техника в доме. Подросток, родители которого не в состоянии угнаться за «прогрессом», начинает чувствовать себя ущемленным, обиженным, несостоявшимся. Заниженная самооценка проявляется жалостью к себе и агрессией к родителям. Может этот комплекс проявиться и агрессией к более обеспеченным сверстникам.
Комплекс неразделенной любви
Подростковый возраст – время поиска не только себя, но и своей «половинки». Это мы, взрослые, понимаем, что найти свою любовь далеко не всегда удается сразу. А подростку хочется именно так! И когда избранник отказывает, начинаются самокопания: что во мне не так, чем я хуже? Как правило, обнаруживаются либо недостатки во внешности, либо нехватка финансов. Что приводит к формированию вышеназванных комплексов в сочетании с мыслями о неизбежности одиночества.
Как правило, комплекс «отличника» формируется у подростка, к которому предъявляются завышенные требования со стороны родителей и педагогов. Поначалу ребенок стремится соответствовать ожиданиям. Когда он чувствует, что это не удается, развивается протест. Подросток становится неуправляем, агрессивен. И пытается самоутвердиться в глазах других более доступными способами. Именно следствием этого комплекса становятся курение, пробы алкоголя и наркотиков, побеги из дома. «Раз я не могу быть таким, каким меня хотят видеть, то не буду и пытаться», - вот мысли подростка, загнанного в угол высокими требованиями и чрезмерной ответственностью.
Возникающие у подростка комплексы могут опираться на реальные причины, а могут быть надуманы. В любом случае, справиться с ними самостоятельно подросток не может. Для этого требуется серьезная помощь взрослых.
В специальном лечении подростки не нуждаются, может быть необходима психологическая помощь в налаживании гармоничных отношений ребенка и родителей, педагогов, сверстников. Специалист проводит групповые тренинги, ориентированные на развитие рефлексии, принятия себя, предоставляет консультации родителям. К способам сглаживания кризисных проявлений относятся:
Новообразованием кризиса является способность рефлексивно оценивать собственные личностные качества, способности, возможности, недостатки. Формируется чувство ответственности, понимание свободы. Возникает сепарация подростка от родителей, но сохраняются близкие отношения. Чтобы предупредить затяжное течение, развитие осложнений кризиса необходимо проявить гибкость в отношениях с ребенком: сохранить доверительные отношения и обеспечить «суверенитет» – признать самостоятельность и независимость, предоставить право выбора, вовлекать в решение важных семейных вопросов.
Психологии известно несколько кризисов психологического развития ребенка. Одним из самых сложных переломных моментов в жизни молодой, еще не сформировавшейся личности является кризис подросткового возраста.
Сложность данного периода характеризуется изменением не только в психологическом, но и физическом плане. При этом указать точное время наступления подросткового кризиса не представляется возможным, так как зависит оно от индивидуальных особенностей ребенка. Психологи условно называют возраст от 12 до 18 лет у мальчиков и с 11 до 16 лет у девочек.
Как будет проходить кризис юности предсказать тоже сложно: на это влияет множество факторов.
Так ли страшен кризис переходного возраста? Как правильно вести себя родителям в это непростое время? На эти и другие вопросы, тревожащие родителей, попытаемся дать ответ в данной статье.
Достигнув определенного возраста, вчерашние малыши меняются на глазах. Стремительные физические изменения, гормональный всплеск приводят к внутренним конфликтам, который сам подросток не в состоянии понять и объяснить. Сегодня перед родителями веселый, коммуникабельный, мечтающий о будущем, целеустремленный молодой человек. А завтра к завтраку выйдет хмурый, агрессивно настроенный подросток, не желающий идти ни на какие компромиссы, отказывающийся выполнять любые поручения взрослых.
Что происходит в душе у этих взрослеющих личностей? Они и сами не знают. Данный период сложен тем, что подростки уже не дети, но и стать взрослым у них не получается по причине физической и психологической незрелости.Юношеский кризис по своим проявлениям очень похож на становление личности трехлетнего ребенка. Только в раннем детстве малыш искал утверждение собственного «я» как подтверждение своего существования, а кризис подростковый проявляется утверждением в социуме, желанием найти свое место и значимость в жизни.
Это время первой любви, опрометчивых и рискованных поступков, объяснить которые не может и сам подросток. Ему кажется все возможным и доступным, стоит только захотеть. Юношеский максимализм проявляется во всем: дружбе, отношениях, учебе.
Понять свою роль в этом мире, утвердить свою значимость и полезность – желания, которые преследуют взрослеющего человека.Половое созревание, которое интенсивно происходит с юношами и девушками, очень волнует неокрепшие умы. Такой ли я как все? Этот вопрос беспокоит всех подростков. И в то же время им хочется выделиться, проявить свою индивидуальность.
Не правы те родители, которые считают кризис подростка чем-то непоправимым и страшным. Более того, во многих семьях этот этап становления взрослеющей личности проходит относительно спокойно.
Безусловно, подросток начинает свою «битву» за независимость, но «военные действия» могут быть вполне безопасны, если родители найдут грамотный подход к своему чаду в это непростое для него время.
Психологам известно 2 вида подросткового кризиса, которые противоположны по своим проявлениям. Каждому подростку свойственны проявления обоих видов, однако какой-то обязательно будет доминирующим.
В этом случае радость взрослых будет преждевременной. Нежелание взрослеть обусловлено страхом и социальной незрелостью. Не научившись в подростковом возрасте «набивать шишки», такие дети во взрослой жизни продолжат искать тех, кто сможет принять за них решения, им сложно будет стать полноправным членом общества.
Многие считают, что главная проблема кризиса подросткового возраста заключается в попытках самоутверждения взрослеющего человека, в отчаянном желании отвоевать свободу действий. Безусловно, это так. Однако проблема как раз и состоит в том, что подростки, добиваясь пресловутой свободы, совершенно не знают, что с ней потом делать.
Незрелость психики, физическое развитие, находящееся на пике становления, социальная неустойчивость – вот факторы, не позволяющие воспользоваться свободой, к которой они так стремятся.
Так за что так отчаянно борются подростки?
Появившись на свет, ребенок еще несколько минут связан с самым родным ему существом пуповиной. Ее обрезают, но связь остается такой же сильной еще несколько лет.
По мере взросления малыш становится самостоятельнее, однако при малейших жизненных невзгодах бежит за помощью и поддержкой к родителям.
Как только ребенок приступает к обучению в школе, воспитательное воздействие на него все больше начинает оказывать социум. Связь с родителями сохраняется, но она, уподобившись резинке, которая связывает взрослых с подростком, натягивается все больше. В тот момент, когда наступает кризис юности, она натянута до максимума.
В это время важны действия родителей. Именно они должны обрезать, оборвать эту резинку, несмотря на то, что сама мысль об этом кажется им страшной. Дав подростку ту самую пресловутую свободу, о которой он так грезит, взрослые покажут степень доверия и любви к своему ребенку. Поверьте, он это обязательно оценит! Ведь получив свободу действий, он совершенно не будет знать, что делать и предпочтет оставить все, как есть. А вот отношения с родителями перейдут на новый уровень, где степень доверия, скорее всего, станет больше.
Следовательно, проблема подросткового кризиса состоит не в том, чтобы обрести свободу (тинэйджеры совершенно не представляют, что с ней делать), а в том, чтобы получить личное пространство. То есть ту степень свободы, которая предусматривает возможность получить помощь взрослых, но при этом научиться брать ответственность за свои действия и слова.
Из всего выше сказанного понятно, что от того, насколько грамотно будут вести себя родители в этот непростой для их детей период, будет зависеть тяжесть переломного периода.
Приведем несколько советов, которые помогут стать взрослым друзьями своих подрастающих детей.
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Горлова. Работаю семейным психологом более 9 лет. Являюсь специалистом в своей области и делюсь со своими читателями своим опытом.
Материалы для сайта тщательно собирали и перерабатывали для удобства прочтения и точности всей размещенной информации.
Перед применением прочитанного - нужна обязательная консультация с профессионалами.
Приветствую вас, дорогие читатели и создатели (родители) нашего будущего – подростков. Ваше чадо перешло в средние классы школы, а вместе с этим вы перестали его узнавать? Вы догадываетесь, что наступил подростковый период, но пока еще не уверены точно? Тогда читайте эту статью.
Сразу хочу оговориться, что материал в статье представлен с позиции старых вариантов определения подросткового возраста, а не новых предложений о его продлении до 24 лет (пока, кстати, это в любом случае не утвердили).
Поясню почему. На мой взгляд, психофизиологические изменения первичны, и эти нормы давно были установлены. Другой вопрос, что далеко не все люди проходят своевременно этапы «переключения» от одного возраста к другому. В связи с чем речь должна идти не о смещении границ в возрастной классификации, а о инфантилизме и аномалиях современного поколения.
То есть я считаю, что современные ученые предлагают менять отношение к ситуации и перетрактовать ее в норму, а не решать наблюдаемые в обществе проблемы.
Но хватит лирики. Поговорим о том, что такое подростковый возраст в устоявшейся теории психологии, которая пока и остается ведущей.
Дословно этот период трактуется как «превращаться во взрослого». Подростковым возрастом принято называть этап жизни между 10 и 17 годами. При этом выделяют:
Однако иногда старший возраст относят к раннему юношескому. Всемирная организация здравоохранения вовсе считает подростковым возраст периодом от 10 до 20 лет. Таким образом, в среднем подростковый возраст длится от 10 до 15 лет.
Ведущая потребность возраста – стремление к нарочитой взрослости, самоутверждению.
Социальная ситуация развития – подросток-сверстник.
Ведущая деятельность возраста – интимно-личностное общение со сверстниками.
Из-за выплеска гормонов возникает:
К главным новообразованиям подросткового возраста относится:
Всего в подростковом периоде можно выделить две фазы: негативную и позитивную. Переходом от первой ко второй считается начало продуктивной деятельности.
Переходный этап полон противоречий, но именно они обеспечивают развитие и становление личности. Основное противоречие, с которого и начинается этот период – несоответствие имеющихся инструментов (знания, опыт, навыки, мотивы) и новых социальных ситуаций, типов взаимодействия с миром.
В подростковом возрасте происходит стремительное развитие всех сторон личности:
Стоит отметить, что при этом каждая из сфер развития тесно взаимосвязана с другой. При неравномерном или разнонаправленном их развитии возникают противоречия личности.
Раньше других о себе дают знать психические симптомы. Подросткам уже не интересны детские игры, но еще непонятны увлечения старших подростков. Они еще не имеют новых идеалов и полноценного самосознания, но уже не хотят, как дети, слепо подчиняться чьему-то авторитету.
К естественным негативным проявлениям возраста относится:
Главный риск подросткового возраста – девиации (зависимости, суицид, преступления и другое). Подробнее о подростковых девиациях вы можете прочитать статье .
Стоит отметить, что проявления подросткового возраста не только отличаются по гендеру, но и зависят от ряда других факторов. Например, региона, места (город, село), климата, времени, страны и так далее. От чего представленные варианты поведения и состояния подростков стоит рассматривать как основу, но не как обязательную истину и единственный возможный вариант развития личности.
Для подросткового возраста характерны четыре реакции:
Давайте рассмотрим каждую из них подробнее.
Это желание поступать самостоятельно. Оно пронизывает весь быт подростка, то есть наблюдать эту реакцию можно ежедневно. Выделяют:
Группа ровесников – регулятор поведения подростка. Он ищет самоутверждение в ней.
Отношения с противоположным полом складываются двоякие: с одной стороны – интерес, а с другой – напускное равнодушие.
Можно выделить несколько групп подростковых увлечений:
Проходит по двум направлениям:
Ш. Бюллер отметила, что существует еще и психическая пубертатность. Она может возникнуть задолго до физического созревания, а закончиться после него. Говоря простым языком, это стремление быть с кем-то, дополнять друг друга, которое согласно теории автора свойственно всем людям. Таким образом, можно сказать, что это как раз направление романтизма, отношений без сексуального подтекста: разговоры, совместное времяпрепровождение.
Половая идентификация – одно из новообразований возраста. То есть происходит становление половой ориентации, самовосприятия подростка по гендеру. Половая идентификация бывает биологической и психологической. Их расхождение чревато внутриличностным конфликтом и расстройствами полового поведения.
Учеными отмечено, что на становление половой идентификации больше влияет социокультурный фактор, нежели биологический. То есть решающая роль отводится культивируемым в обществе образцам и стереотипам, а также условиям среды подростка.
В год подростки вырастают в среднем на 9 сантиметров. Происходит стремительный рост сердечной мышцы (длина, ширина, объем). Изменяется давление (как правило, повышенное), сердечный ритм. Все системы организма стремительно видоизменяются.
Для современных подростков характерно общее ослабление. Несмотря на кажущуюся акселерацию, в сравнении с подростками прошлых десятилетий современные девушки и юноши, согласно результатам исследования Л. В. Мищенко, более чем в 80 % случаев испытывают дефицит веса. Уменьшилась и общая сила.
Характерна эмоциональная неустойчивость и противоречивость:
Эмоции отличаются длительностью и интенсивностью.
Происходит переход к абстрактному мышлению, гипотетико-дедуктивным рассуждениям, методам анализа и синтеза, умозаключениям, произвольному вниманию и памяти. Подросток может:
Для подростков характерно чувство взрослости. Взрослость у них может носить следующий характер:
В подростковом возрасте происходит слом прежних ценностных ориентаций и поиск либо создание новых ориентиров.
Самосознание формируется через эгоцентризм, который преодолевается путем познания сверстников (общение). Изначально эгоцентризм проявляется двумя вариантами:
Общение со сверстниками – ведущая деятельность подросткового возраста. Родителям нужно смириться, что былое доверие с их ребенком исчезнет. Однако его можно снова заслужить, если поменять тактику взаимодействия и признать в своем чаде равного партнера.
Но общение со сверстниками все же выходит на первый план. Оно выполняет ряд важных функций:
Очень важна для подростков влюбленность. Любовь имеет 3 составляющие:
Только сочетание всех трех обеспечивает гармонию в отношениях. В подростковом возрасте этого еще не происходит. У мальчиков, как правило, преобладает эротический характер, а у девочек – платонический. Тем не менее через отношения подросток готовится к будущей роли мужа (жены), отца (матери).
В процессе переходного возраста для благополучной социализации в дальнейшем подростку нужно успешно решить ряд задач. В чем поддержка и помощь родителей будет неоценима. Однако важно помнить, что речь может идти только о сотрудничестве. Итак, что это за задачи возраста.
Если на все эти пункты относительно какого-то подростка на этапе завершения возрастного периода можно ответить утвердительно, то значит, его переходный возраст прошел успешно.
Дезадаптация, то есть проблемы с принятием новой социальной ситуации и вхождением в нее, является нормативным феноменом подросткового возраста. Возникает это на фоне неравномерного развития сфер личности. Дезадаптация проявляется:
Подросток стремится познать себя, отсюда вытекает тяга к сверстникам (клубы по интересам, субкультуры, множественные знакомства). То есть подросток получает информацию о себе, глядя на своих ровесников.
Все подростки – исследователи. Они изучают мир, себя, других людей. Иногда самоанализ принимает крайний вариант и превращается в самокопание, самобичевание.
Иногда нормативная дезадаптация затягивается, и тогда, как правило, речь идет об .
Подростковый кризис – понятие относительное:
Например, психолог Л. С. Выготский на этапе отрочества (подростковый период) выделил два кризиса – 13 лет и 17 лет. Первый кризис знаменует переход от детства к отрочеству, второй – от отрочества к юности.
Говоря упрощенно, кризис подросткового возраста – это пик эмоциональной активности, гормонального выброса, личностного развития. Крайний вариант кризиса – .
Таким образом, подростковый кризис – это проявление внутриличностного конфликта, формируемого под влиянием внешних факторов (стиль воспитания родителей) и внутренних (несоответствие потребностей подростка и возможностей их удовлетворения).
Если родители педагогически грамотно поступают, то девиаций, аффективных вспышек и конфликтов можно избежать. Правда важно не путать гладкое течение подросткового возраста со специфическим кризисом. Некоторые дети наоборот излишне замыкаются в себе, что опасно депрессией и суицидом.
Если говорить о первичном кризисе начала подросткового возраста (переход от детства к отрочеству), то для него свойственны две главные черты:
Запомнить новый принцип взаимодействия просто:
Оптимального и единого стиля нет. Ведь ваш ребенок единственный и неповторимый. Вы сами должны выстроить взаимоотношения на основе общих принципов, возрастных и личностных особенностей вашего ребенка.
Большая часть скандалов и капризов в отношениях родителей и подростков объясняется нежеланием родителей (или непониманием необходимости) менять привычный стиль взаимодействия. Для изучения сути капризов и перестройки взаимоотношений рекомендую прочитать книгу Е. Н. Корнеевой «Детские капризы. Что это такое и как с этим бороться». В книге подробно рассмотрены все возрастные кризисы (в том числе подростковый) и наиболее популярные конфликты детей и родителей.
Представленная ниже информация актуальна для преодоления и профилактики девиаций, коррекции . То есть это базовые принципы поведения родителей для успешного прохождение подросткового возраста у их чада.
В подростковом возрасте, к сожалению, нередко встречаются крайне опасные для самого ребенка и его окружения ситуации:
Это опасные состояния, требующие незамедлительного обращения к специалисту. Для их предотвращения важно избегать разрушающих стилей воспитания и заниматься профилактикой девиаций у подростков.
В заключение рекомендую прочитать книгу О. В. Холодковской, В. А. Пашниной «Трудный переходный возраст: Легкое решение сложных проблем». В работе отведена целая глава на подробное рассмотрение этих проблем (признаки, практические советы).
Итак, подростковый период – непростой этап для родителей и ребенка. Но при успешном его прохождении вы получите хорошего собеседника, компаньона, поддержку, понимание.
О половых различиях в протекании переходного возраста вы можете узнать из статей и .
Желаю вам взаимопонимания с вашим прекрасным отпрыском!
Для большинства родителей каждый этап развития ребенка — своеобразный урок жизни. Особенно проблемным для всей семьи считается время, когда любимое чадо вступает в сложную стадию подросткового возраста.
Кризис подросткового возраста по психологическим особенностям напоминает кризис 3-х лет с установкой «Я сам», но на новом этапе имеет большую социальную направленность. Мы рассмотрим в статье, что такое кризис подросткового возраста, какие причины его проявления и как помочь ребенку?
Возрастная периодизация в науке отводит подростковому возрасту период с 11 до 16 лет. Кризис продолжается на протяжении всего этапа. Возраст этот характеризуется тем, что понимающий, целеустремленный, коммуникабельный подросток вдруг становится замкнутым, капризным, трудноуправляемым, склонным к конфликтам. Взрослые перестают понимать, как же поступать со своим ребенком и каким образом выстраивать с ним отношения.
Что же случилось с подростком? А случилось то, что наступил тот сложный период, когда детство осталось позади, а взросление только начинается. Подросток часто совершает необдуманные поступки, принимает необычные решения, конфликтует, пытается остаться в одиночестве со своими мыслями.
Формирование личности подростка требует осознания своего места в жизни, понимания собственной значимости, правильной расстановки приоритетов и определения идеалов.
Кризис подросткового периода считается острым, поскольку происходит резкое разделение личности и окружающего мира, сопровождающееся проявлением дисгармонии в психическом развитии, понижением успеваемости и работоспособности.
Следует отметить также и позитивные изменения этого возрастного этапа. Вступая в борьбу за личностную независимость, подросток реализует свои потребности в самоутверждении, самопознании и выработке уверенности в собственных силах. Появляется способность рассчитывать на себя, свои умения и способности, что становится надежной базой для дальнейшей борьбы с трудностями.
Физиологические и психологические изменения в организме подростка сопровождаются расширением круга увлечений, интересов и проблем. То, что раньше не привлекало внимание подростка сейчас приобретает новый глубокий смысл. Меняется взгляд на вещи, пересматриваются привычки и пристрастия, происходят перемены в сфере общения.
Создаются новые коммуникации вне домашних и школьных стен. Возникает масса новых знакомств, подросток входит в незнакомые, но интересные для него социальные группы, общение в которых помогает ему раскрыть свои способности и черты характера, понять себя и свою мотивацию, получить новые знания.
Достаточно сложный кризисный процесс протекает неоднородно и претерпевает три фазы:
Подростковый кризис наступает не сразу. Это длительный постепенный процесс. Родители должны быть готовы к его проявлениям. Нельзя вести себя так, как будто ничего не происходит и все пройдет спонтанно. Уже к десяти годам у некоторых детей могут проявиться сигналы будущего кризиса.
По мнению психологов, если проблемы возникают ближе к концу подросткового возраста, то их течение и проработка осложняются. Внимательные родители могут заметить, что у ребенка произошли некоторые перемены: он с удовольствием общается в среде сверстников, но потерял интерес к семье, дома подолгу молчит и не хочет вступать в контакт с родными. Это значит, что подросток вступил в фазу кризиса. Родителям необходимо либо обратиться за помощью к специальной литературе, либо посетить психолога.
Важно понять, что кризис несет не только негативные переживания и процессы. Здесь есть позитивная сторона: проявления противоречий, которые вы заметите в поведении ребенка необходимы для раскрытия душевных психических качеств и свойств, для их дальнейшей проработки и гармонизации.
Родителям советуется вооружиться терпением и осознать сложность процессов, происходящих в психике и организме подростка, создать для него благоприятную доверительную атмосферу дома, чтобы он чувствовал, что по-прежнему любим. Мама и папа должны понять, что их ребенок вступил в стадию взросления, и теперь им придется считаться с его новыми взглядами на жизнь.
Независимость в отношениях и суждениях выражается в том, что подросток резко начинает отвергать свое окружение и семью, проявляет независимость характера, нарушает общепринятые правила, проявляет своеволие, не считается со мнением взрослых, родителей, игнорирует их требования. Особенно такие симптомы проявляются к 13-15 годам. Прямолинейность и независимость характера не всегда ярко выражены в период кризиса. Поэтому необходимо иметь терпение и выдержку и не обострять отношения с подростком.
Поймите, что ему трудно справиться с эмоциональным потоком и управлять чувствами, детской психике сложно переварить противоречивые переживания. Если вы выберете конфронтационные отношения, это может нарушить его психический фон, что приведет либо к нервному срыву, либо к глухой замкнутости.
Прислушайтесь к «зову души» своего ребенка. Чтение нотаций, поучения, требования такие же, какие вы предъявляли в младшем возрасте сейчас стали непродуктивными и даже вредными. Вместо того, чтобы ухудшить отношения со своим ребенком, постарайтесь выслушать его и поговорить с ним «на равных», серьезно восприняв его доводы и точку зрения.
Другой крайностью кризисного возраста подростка является его склонность к послушанию, стремление все время находиться под опекой взрослых. В силу несовершенства психики и нежелания взрослеть из-за фобий, страха перед трудностями, неуверенности в своей способности принимать самостоятельные решения подросток как бы оттягивает процесс взросления и становится зависимым от родителей. Происходит возврат к детским увлечениям, повторяются детские формы поведения, в поступках и суждениях просматривается инфантилизм.
По сути, зависимый тип поведения опаснее независимости, поскольку такой подход приостанавливает процесс развития личности и возрастает вероятность того, что в будущем сформируется инфантильная, зависимая от других слабая личность.
Какова же роль взрослых? Зная о том, что ребенок копирует поведение родителей, постарайтесь быть примером во всем: в отношении к людям, обстоятельствам, трудностях и т.д. Приучайте детей к самостоятельности, не прибегайте к покровительству, пусть подросток сам решает свои проблемы, а вы помогайте советом и психологической поддержкой.
Помните, какие были проблемы у вашего ребенка в кризисный период 3 лет? Как вы поступали тогда? Почти все советы и рекомендации, которым вы следовали тогда применимы для подросткового возраста. Как необходимо поступать родителям на сложном кризисном этапе взросления подростка
Перед родителями стоит непростая задача сделать так, чтобы кризис в жизни ребенка прошел благополучно, чтобы минуя временные трудности в общении, стать своему ребенку настоящим другом. Для этого предоставьте подростку побольше свободы и возможности самостоятельного выбора. Современные молодые люди грамотнее, умнее, намного сильнее. Они мобильны, коммуникабельны и целеустремлены. Им необходимы альтернативы. Они сами в состоянии найти правильное решение, необходимо лишь тонко указать на короткие пути выхода из проблемной ситуации.
Родители, знающие особенности периода взросления подростков, способны помочь своему ребенку в благоприятном преодолении сложного возрастного периода становления личности. При условии внимательного и ответственного отношения родителей подросток вступит во взрослую жизнь с набором прекрасных качеств и черт характера, которые позволят ему правильно сформировать будущее, максимально выразить себя в учебной и профессиональной деятельности, гармонично выстроить личную жизнь, стать полноправным членом общества, самодостаточным счастливым человеком.
Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью. Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используетсядля того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости, этого периода разлома, распада (возраст «бури и натиска», «эмоционального шторма»). В первую очередь он связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием (пубертатный период). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки (волосы на теле, растет грудь у девочек, ломается голос у мальчиков). Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому может появляться раздражительность, даже агрессивность, бурные всплески энергии сменяются упадком сил.
Появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается. В семье возникают частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки вмешаться в его жизнь. Именно через это столкновение они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении. В случаях, когда этого не происходит и подростковый период проходит гладко, бесконфликтно, то в дальнейшем можно столкнуться с двумя вариантами: с запоздалым, а потому особенно болезненным и бурным протеканием кризиса в 17–18 лет или с затяжной инфантильной позицией «ребенка», характеризующей человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.
В это время ребенку уже хочется всего и сразу. Человек уже видит возможности, которые открыты перед ним, но фактически он еще не умеет управлять своим поведением, желаниями, он еще ребенок. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельным, равными с ними в правах.
То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроится - принять чувства своего ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля над поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания - демократичный, когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей; Контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе. Гиперопека, вседозволенность, а также равнодушие или авторитарное воспитание - все это препятствует успешному развитию личности подростка. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается, то детское послушание, то взрослая самостоятельность.
Главная особенность подростка- личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.
Многие подростки из-за своего физического состояния или внешности начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.
Подростковый возраст –период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает свой поход с запретных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Это может делаться для пробы или для куража, но вполне возможно возникновение физической или психологической зависимости. Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям, и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. Нередко употребление психоактивных веществ в компании друзей, значимых и авторитетных для ребенка,превращается в форму самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.
Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику человека. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. На почве неблагополучного опыта многие могут обрести неврозы. Другой проблемой могут являться еще и венерические заболевания.
Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяжелым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве («курильщик», «сексуальный партнер», «лидер тусовки» и др.) толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса.
Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Появляется рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Неудовлетворенность собой может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи.
Не всякий подросток, однако, проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выбираются из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных бурях своих дорогих чад.
Рассматривая кризис подросткового возраста как один из самых важных и сложных критических периодов развития, наиболее адекватным является традиционное представление о том, что протекание возрастного кризиса проходит три фазы:
1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур;
2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте – это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна);
3) посткритическую фазу, т.е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т.п.
Возможны два пути протекания кризиса:
Симптомы первого – это классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт. Некоторые авторы добавляют сюда также ревность к собственности. Для подросткатребование не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть ему в душу». Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира – вот та главная собственность, которую оберегает подросток и ревниво защищает от других.
Второй путь противоположен: это чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения.
Если «кризис независимости» – это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то «кризис зависимости» – возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И то и другое – варианты самоопределения (хотя, конечно, неосознанного или недостаточно осознанного). В первом случае это: «Я уже не ребенок», во втором – «Я ребенок и хочу оставаться им».
Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него, через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Это дает основание считать, что именно путь «кризиса независимости» является наиболее конструктивной формой протекания кризиса с точки зрения заложенных в нем возможностей для формирования личности. Вместе с тем наиболее экстремальные проявления «кризиса независимости» чаще всего непродуктивны.
«Кризис зависимости» – достаточно неблагоприятный вариант развития. Важно учесть, что подростки, так переживающие кризис, как правило, не вызывают у взрослых беспокойства, напротив, родители часто гордятся тем, что им удалось сохранить нормальные, с их точки зрения, отношения, т.е. отношения по типу «взрослый – ребенок».
Конечно, не следует на весь подростковый возраст смотреть под углом кризиса. Но знание кризиса необходимо для того, чтобы помочь подростку наиболее полно реализовать возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что, с точки зрения современной психологии, важно для решения главных задач развития в этот период.В начале второго десятка жизни у детей резко изменяется , что вызывает у них первое осознанное сексуальное влечение. Это и является причиной того, что подростки начинают активно интересоваться противоположным полом, экспериментируют в отношениях: встречаются, ругаются, расстаются. Успеваемость падает, родители ругаются, а подростки слишком увлечены новым миром – миром человеческих отношений, чувств и эмоций.
Многих родителей объединяет страх перед своих детей. Как только кто-то произносит: «Моему сейчас 14…», окружающие сочувствующе вздыхают. Конечно, не зря этот возраст в народе называют «трудным»: подростки часто кажутся взрослым людям совершенно непредсказуемыми, но есть , на основе которых можно выделить два вида подросткового кризиса.
Так, первый вид протекания кризиса подросткового возраста можно назвать бурным, ярким, интенсивным . Подросток активно бунтует против всего мира, эпатажно выглядит и соответствующе ведет себя: он становится очень громким и резким, при ссорах хлопает дверью и сбегает из дома. У него часто возникают , зато на подростковых тусовках он постоянный гость.
Обычно именно этот вид кризиса больше всего пугает родителей: ребенок кажется каким-то чужим, другим, хотя еще год назад он был послушным школьником.
Эта открытость – ресурс для родителей для сохранения контакта и доверительных отношений с подростком. Эмоции и чувства – то, что сейчас составляет картину мира вашего ребенка. Разговаривайте о них с подростком, обсуждайте, искренне интересуйтесь тем, что происходит у него в душе: чувствуя подлинный интерес, а не желание его контролировать, ребенок поделится переживаниями.
Вы можете вспомнить себя в его возрасте, рассказать, что тоже переживали из-за первой любви и ссор с друзьями, можете сравнивать ваши чувства и эмоции. Такой опыт будет интересен и вам, и вашему бунтующему ребенку.
Второй вид протекания кризиса подросткового возраста – тихий и молчаливый . Такие подростки переживают тот же спектр очень интенсивных эмоций молча, запершись на ключ в своей комнате, натянув капюшон по самые глаза и вставив наушники с . Они тоже бунтуют, тоже кричат, но внутри себя.
Этот тихий бунт на самом деле таит в себе куда больше опасностей, чем громкий, ведь такие подростки становятся крайне замкнутыми, не делятся своими переживаниями, а общаются в основном в социальных сетях. Такие молчуны более непредсказуемы, потому что остается только гадать, какая буря бушует у них внутри.
Родителям, чей ведет себя именно так, важно запастись терпением и сохранить тот контакт, который был на момент наступления кризиса.
Важно дать понять ребенку, что вы будете рядом всегда, что бы он ни натворил, что ваша любовь к нему не зависит ни от каких внешних факторов: вы просто любите его за то, что он есть, со всеми его недостатками и комплексами.
Не требуйте от него рассказов о себе, дайте ему прожить кризис внутри себя, но ненавязчиво напоминайте, что вы его поддержка и опора – в любой момент он может обратиться за помощью, и вы непременно поддержите его. Если у подростка есть ощущение, что семья – это его укрытие от внешнего мира, то никаких страшных поступков он не совершит.
Относитесь к подростку как к взрослому человеку: уважайте его, его чувства, переживания, эмоции, выбор, поступки, даже если они вам кажутся неправильными. учит подростка продумывать последствия, учитывать множество факторов и брать на себя ответственность.
Уважайте . Вы ведь не полезете читать эсэмэски своего коллеги по работе? Так и с подростком: у него есть своя личная жизнь, свое пространство, которое должно быть неприкосновенным. Не читайте его переписки, стучитесь в дверь, прежде чем войти в его комнату. Даже такие мелочи позволят ему понять, что вы уважительно относитесь к его праву на личные границы.
Не обесценивайте , говоря: «Опять поссорились? Ерунда, помиритесь!» Нет, не ерунда: ссоры для подростков – конец света, а нередко и реальный конец дружбы. Уважайте эти переживания, ведь мир отношений – основной мир для тинейджера.
Избегайте наказаний и приказов. Подросток – уже не ребенок, он крайне болезненно воспринимает посягательство на личную свободу и самовыражение. Домашние аресты, запреты, принуждение к какой-либо деятельности только усугубят протекание кризиса подросткового возраста. С тинейджером нужно так же, как с любым взрослым человеком.
Каким бы ни был кризис – тихим или громким, легким или тяжелым, важно сохранить доверительные отношения. Родители должны учитывать возрастные особенности своего чада, чтобы дальнейшее развития было гармоничным. Хочет подросток гулять – пусть гуляет, хочет сидеть в комнате – пусть сидит. Главное, чтобы он знал, что у него есть родительская поддержка.
Екатерина Сафонова