Наверное, каждый из родителей сталкивался с проблемой появления «плохих слов» в речи ребенка. Малыш вдруг ни с того, ни с сего ошарашивает нас ругательствами – будь то матюг, или жаргонное грубое слово.
С чем связано появление таких слов в лексиконе ребенка? Как отучить малыша говорить «плохие слова»? Давайте узнаем, что советуют психологи.
Ребенок впитывает в себя все что видит и слышит буквально как губка. Запоминает слова, услышанные в детском саду, школе, на улице, дома, по телевизору. И далеко не всегда эти слова являются образцом высокой словесности. Нецензурные выражения, бранные слова, жаргонизмы можно услышать сплошь и рядом.
При этом до пяти лет, обычно, дети не очень хорошо могут понимать разницу между «плохим» словом и хорошим. Просто он услышал это слово и оно ему запомнилось. Возможно, его произнес кто-то из старших товарищей во дворе во время игры, кто-то из взрослых на улице. Придя домой, он механически повторил, то, что услышал, не вкладывая особого смысла в произнесенное ругательство.
В этом случае не следует наказывать ребенка. Достаточно объяснить ему, что такое слово говорить очень некрасиво и хорошие люди такие слова не говорят. Обычно такого объяснения достаточно. Если же ребенок уже знает, что произносимые слова являются «плохими», ругательными, но все равно не слушается и продолжает их повторять, то тут следует подойти серьезней и постараться определить причину.
Каждый ребенок нуждается в достаточном количестве родительского тепла, заботы и внимания. Иногда, случается, что родители вечно занятые своими проблемами или проблемами братика или сестры, уделяют ребенку недостаточно внимания. Заметив же, что «плохое» слово способно быстро привлечь к нему недостающее внимание, ребенок может начать этим пользоваться.
В таком случае, единственным действенным средством отучить малыша ругаться будет проявление достаточного количества внимания к его проблемам и переживаниям, поддержка и одобрение.
Нередко главные герои фильмов, в целом являясь положительными, не лезут в карман за словом и сыплют ругательствами, как пьяный сапожник. Обычно это происходит в кульминационные моменты наказания зла добром в яростной схватке героя со своим антиподом. Ясно, что ребенок, стараясь быть похожим на такого удалого молодца с телеэкрана, берет на вооружение и его лексикон.
В этом случае следует ограничить просмотр фильмов, разрешая смотреть только те из них, в которых отсутствует брань действующих лиц.
Случается и такое, что родители начинают буквально контролировать каждый шаг малыша, стараясь уберечь его от различных неприятностей и привить ему нужные навыки. Родительские советы заменяются категоричными указаниями – делай то, делай это, надень эти штаны, читай эту книжку.
Ребенок может начать сопротивляться такому отношению к своей маленькой личности. Это может проявиться в появлении «плохих» слов в его высказываниях. Таким образом, он пытается самоутвердиться.
Чтобы этого избежать, старайтесь не перегибать палку с категоричностью и не заменяйте советы приказами. Дайте ребенку немного свободы – ведь он сам может решить: во что ему поиграть, что нарисовать и какую книжку почитать.
Бывает и такое, что ругательства появляются в речи ребенка, как реакция на проблемы в семье – развод или размолвка родителей, появление нового члена семьи – братика или сестренки или даже просто отказ в покупке желанной игрушки.
«Плохие» слова могут стать и попыткой адаптироваться в уже сложившемся коллективе ребят, возможно более старшего возраста. Это может случиться после смены места жительства или школы.
Пытаясь не быть белой вороной, ребенок начинает подражать принятым правилам в новом коллективе, в том числе и манере разговора.
Самое главное, что могут сделать родители в такой ситуации – это быть рядом с ребенком, поддерживать его и ободрять, хвалить за то, что у него получается делать, внушать ему ощущение защищенности, любви и заботы. Побольше занимайтесь с малышом, изучите с ним буквы , научите его читать , писать, рисовать, играть в интересные игры.
Обычно в доме, где царит дружелюбная и благоприятная атмосфера, дети не стремятся к самоутверждению или привлечению внимания с помощью ругательств. Ребенок видит, что достигать успеха в жизни, принимать ответственные решения, быть взрослым вполне можно и без сквернословия. Если же вы услышали от ребенка ругательство, просто объясните ему, что такие слова говорить не следует.
Если ребенок совершил проступок, за который вы решили его наказать, обязательно объясните ему – за что вы его наказываете. Ребенок должен четко понимать, что он наказан за вполне определенный проступок, а не за то, что он такой плохой.
Рано или поздно родители могут быть неприятно удивлены, услышав от своего ребенка слова, совсем неуместные для детей. Мест, где можно услышать ругательства, множество: улица, детсад, школа, телевизор, интернет, даже дома. Как известно, любой ребенок как лакмусовая бумажка впитывает любую информацию, и плохие слова не исключение.
К плохим словам мы относим оскорбления, грубости, нецензурную лексику. Если ребенок начал использовать жаргонные выражения, которые по сути своей нейтральны, это уже тревожный звоночек для родителей. Лексика детей развивается вместе с ними очень быстрыми темпами, поэтому важно, вовремя заметить негативные вкрапления в речи вашего чада.
Почему ребенок начал ругаться и сквернословить, и как его от этого отучить, разберемся вместе.
Возраст
В зависимости от возраста ребенка употребление бранных слов может быть осознанным или неосмысленным вовсе. До 5 лет ребенок может не понимать, что означает то, или иное слово, вызывающее ужас и негодование у мамы с папой. Услышав где-то ругательство и увидев реакцию на него окружающих, малыш может попробовать его употребить, но не понимать, что сказал, и как вообще использовать это слово. С начала малыш даже не понимает, что это плохо.
Не стоит реагировать слишком остро на первые попытки сквернословия ребенка, он сейчас смотрит на вашу реакцию, пробует на себе новую модель поведения. Ваша правильная тактика заключается в спокойном объяснении малышу, что говорить плохие слова нельзя, образованные интеллигентные люди так не выражаются, а у вас в семье так никто не говорит и говорить не будет.
Ребенку после пяти лет свойственно развитие морально-эстетических качеств, дети этого возраста уже хорошо понимают, какое поведение считается нормой в обществе, как детей, так и взрослых. Употребляя нецензурную и бранную лексику, ребенок чаще всего уже преследует какую-либо цель, хотя может еще и не до конца понимать смысл «крепких» выражений.
В таком случае, помимо спокойного разговора с ребенком, выясните, зачем это ему нужно и действуйте, исходя из этих знаний.
Внимание
Причиной сквернословия ребенка может быть банальный недостаток внимания со стороны близких. Если ваше чадо всячески пытается привлечь к себе внимание просьбами поиграть, демонстрацией своих достижений, поделок, рисунков, рассказами о своей жизни, друзьях, но вы не реагируете, ребенок выберет иной путь. Он начнет бранно выражаться и вы, волей-неволей, проявите заинтересованность. Результат будет достигнут, несмотря на вашу негативную реакцию.
Как взрослый
В жизни детей очень быстро наступает тот период, когда они хотят быстрее вырасти, всюду подражают родителям, старшим братья и сестрам. В детском саду или школе у ребенка тоже может быть друг, неформальный лидер, на которого малыш хочет быть похож. И если «человек-кумир» употребляет «плохие» слова, ругается, то и ребенок начинает подражать ему, чтобы казаться взрослее, как бы порождая в себе уверенность и силу. Детям свойственна идеализация понравившегося человека. Если в целом образ положительный, значит, и все, что делает этот человек, хорошо. В коллективе сверстников кумиры — ребята физически сильные, лидеры, бунтари.
Расскажите ребенку, что каким бы молодцом не был тот или иной человек, ругательства не красят никого, кем бы он ни был. Объясните, что успешность и лидерство никак не связано с нецензурной бранью и унижением других людей, напротив, культурный и порядочный человек обязательно достигает в жизни большего.
Предметом подражания может стать киногерой, герой ролика в интернете. Психологи всего мира в один голос твердят о вреде программ и фильмов, не подходящих детям по возрасту, поэтому стоит прислушаться к компетентному мнению специалистов и выбирать правильные продукты киноиндустрии для вашего ребенка, а также контролировать интересы чада во всемирной паутине. Не стоит делать эти действия маниакальными, чтобы ребенок не перестал ощущать себя свободным, имеющим право выбора.
Личный пример
Практически все дети, родители которых ругаются и сквернословят, также начинают бранно выражаться. Близкие люди – самый главный пример для подрастающего чада. Старайтесь никогда не использовать в речи нецензурные выражения, не унижайте и не обзывайте ни друг друга даже в ссоре, ни особенно ребенка. Поговорите со старшими детьми, пусть тоже понимают, что они — пример для подражания, и должны следить за речью и поведением.
Если уж ребенок стал свидетелем того, как вы бранитесь и говорите «плохие» слова, признайте, что поступили плохо, что не хотели никого обидеть и в дальнейшем никогда так больше не поступите. Держите слово.
Как плохой
Бывает, что ребенок начинает ругаться и обзываться, когда у него сильно падает самооценка. Плохие оценки в школе, шалости, за которые его все время ругают, проигрыш в соревнованиях, отсутствие успехов в творчестве или спорте, — все это очень влияет на самооценку ребенка. Когда все кругом твердят, что он плох, что у него ничего не получается, малыш начинает поступать как плохой, как бы выполняя общественный посыл и настрой. В ваших силах дать понять ребенку, что его уважают и ценят, что если у него есть промахи в каких-либо областях, то наверняка появятся достижения в других. Обращайте внимание на попытки самосовершенствоваться, хвалите и всячески поддерживайте чадо.
Месть
Сквернословие ребенка может быть связано с желанием отомстить за обиду, принуждение со стороны близких. Заставили пойти к врачу, не пустили гулять, не дали посмотреть взрослый фильм – получите «крепкое» словцо. В таком случае ребенок понимает, что родителям это неприятно, что и становиться стимулом так говорить. Большое влияние на чадо оказывают различные ситуации в семье: развод, выяснение отношений, переезд к вам родственников и т.д. Ребенок начинает матерно выражаться, протестуя против неудобных и неприятных для него ситуаций.
Вы как родители должны поговорить с ребенком и выяснить причины обиды, устранить, если это возможно, неприятность, объяснить, почему вы поступили так, а не иначе. Разговор о «плохих» словах также необходим, чтобы ребенок мог осознать, что ему, как успешному и культурному человеку, ругаться ни к чему.
Коллектив
Чтобы не быть белой вороной в компании сверстников, отличающейся матерной бранью, ребенок также может начать выражаться. Дайте понять чаду, что такое поведение не приведет к успеху, что коллектив, где ругань считается нормой, не достоин внимания и подражания. Поясните, что все трудности можно преодолеть и без брани, а лидерства достичь, будучи культурным.
Несколько дополнительных советов
Если вы поставили цель – отучить ребенка ругаться и сквернословить, будьте тверды. Говорите четко и ясно, ваше твердое «нет» не должно быть нарушено. Проявляйте негодование и отвращения к «плохим» словам, говорите о последствиях и возможных обидах друзей и родственников. Следите за собой и за членами вашей семьи, не допускайте ругательств и со стороны гостей. Разговаривайте с ребенком на равных, не наказывайте и не унижайте, поверните разговор так, чтобы ребенок смог сам сделать выводы, а не думал, что вы навязываете ему свое мнение.
Будьте внимательны к детям, помогайте и приободряйте, научите выражать свои чувства и эмоции, ведь за бранными словами может стоять неумение этого делать. Сквернословие – проблема в воспитании ребенка, которая вполне решаема, главное – запастись терпением.
Читаем также:
Как мы уже не раз говорили, ребенок в первые годы своей жизни впитывает информацию как губка, малыш как чистый лист бумаги, все увиденное и услышанное отражается на нем.
Но помимо того, что ребеночек не только получает информацию, он ее еще и запоминает. И взрослые не в силах помешать данному процессу.
Как говорят некоторые психологи «нет смысла в профилактических беседах». Но есть то, что в ваших силах, дорогие мамы и папы. И это, конечно же, не употреблять «плохие» слова при ребенке. Тогда у вас будет уверенность хоть в том, что «нехорошим» словам малыш научился не в семье.
Но малыш ежедневно слышит речь деток, как погодок, так и более старших, смотрит телевизор и т.д.
Давайте же разберемся, почему ребенок так делает. Когда малыш слышит что-либо новое, необычное, неизвестное, у него появляется желание показать маме и папе, чему он научился.
Случается так, что малыш гордо копирует неприличные фразы и выражения значимого взрослого. Так как подражание – неотъемлемая черта раннего возрастного периода в жизни ребенка.
А бывает так, что малыш просто хочет увидеть вашу реакцию, понять, хорошо это, или ужасно.
Представьте за «плохое» слово вы будете ругать ребенка, придете в раздражение и недовольное состояние. Малыш быстро поймет, что вызывая ваш гнев, он может привлекать к себе внимание, не важно какое.
Мама говорит с тетей врачом, а на меня не обращает внимания, сейчас я ее разозлю, и она обратит, наконец, на меня свое внимание.
Услышав «плохие» слова, тихо и не эмоционально, скажите ребенку, что так говорить нельзя. Скажите ребенку, что вместо этого слова, надо говорить такое.
Вы должны понять, иногда малыш говорит «плохие» слова просто потому, что не умеет говорить по-другому. Научите его! Не стоит говорить длинных нравоучений, вас не услышат и не поймут, будьте четки и лаконичны.
Бывает так, что ребенок выражается «плохими» словами в общественном месте, при свидетелях. Вам следует сразу же извиниться за ребенка, и постараться изменить тему разговора.
Если же вы начнете прилюдно отчитывать ребенка, наказывать или впадать в гнев, вы можете спровоцировать вспышку агрессии у ребенка. Также вы можете дождаться «потока плохих слов», которые малыш где-то когда-то услышал.
Не угрожайте. Не стоит угрожать ребенку, что если хоть когда-нибудь он скажет это «плохое» слово, то …
Негатив вызывает негатив, и малыш, подверженный своим импульсивным характеристика, тут же выдаст вам это «плохое» слово, чтобы поквитаться с вами. У вас будет два выхода, или наказать за непослушание, или отказаться от своих угроз.
Резюме:
Прочитано: 12 692
«Жопа, жопа, жопа» – радостно кричал малыш, пробуя «на вкус» новое и звонкое слово. При этом он тайком поглядывал на маму, ожидая ее одобрения или иной реакции. Реакция была… яростная, злая и совсем несоответствующая мнению ребенка. Малыш затаил боль и обиду, решив больше не делиться с мамой «находками» из детского сада. Так начало рушиться доверие между двумя самыми близкими людьми. Но можно же все было сделать иначе… Мудрым родителям посвящается эта статья: как отучить ребенка говорить плохие слова и доступно аргументировать свое мнение!
Как уже ясно из начала статьи – проблемы идут из детского сада. Мой первый ребенок поделился находкой примерно в 4 года. Младший принес садичный шедевр в пятилетнем возрасте. К счастью, мне удалось найти правильные аргументы, чтобы они быстро прекратили употреблять режущие слух выражения.
Потом был еще один опыт – уже с матерными словами.
Потом искажения русского языка.
Потом кривляния.
И везде находились свои решения, которые спасли хороший русский язык от негативного влияния сленга, нецензурных оборотов и непонятных терминов.
К сожалению или к счастью, но действовать всегда приходилось спонтанно – без прочтения умной литературы, консультаций с психологами и другими лайфхаками современного общества. Зато «рецепты» шли от чистого сердца, и, возможно, поэтому нашли хороший отклик у детей.
Итак, делюсь своими секретами по восстановлению качества речи и нейтрализации пагубного воздействия ранней социализации детей.
Как отучить ребенка от плохих слов? Очень просто: покажите ему абсурдность выбираемых им формулировок.
Метод работает для детей любого возраста и даже на умных подростках!
Но обо всем постепенно.
Мне пришлось использовать этот способ трижды.
Старший сын 4 года.
Как и в начале статьи, ребенок принес из садика слова «жопа». Он сказал, что так всех называет мальчик в группе. Далее последовал мой вопрос: почему именно так, а не «нос», «рука», «нога», «живот», «голова» и далее по списку. После небольшого обдумывания ребенок начал примерять все формулировки. Смеясь, мы обзывались друг на друга всеми частями разрешенной анатомии, превратив ругательство в шутку.
Вопрос отпал сам собой… Как и желание использовать части тела для обзывательств.
Младший сын 5 лет.
Неправильный русский язык – моя боль. Я не могу слушать коверканье слов, использование их не по назначению, искажение смысла.
Пережить «голик» вместо «гола» в хоккее я не могла. Термин был придуман не столь замороченным за правильность речи мужем, поэтому бороться было сложнее. Пришлось работать с детьми.
В одно прекрасное утро, когда ребенок переодевался в садик, я назвала его «голиком», сделав акцент на более естественный смысл слова (для меня). После небольшого объяснения «голик» = «голый», было много смеха и тут же придумались слова: трусик – в трусах, одетик – одетый.
Но это неважно. Важно то, что при следующем хоккее сын на слово «голик» радостно заорал, что голик – это голый, а в хоккее гол.
Старший сын 12 лет. Мат в школы приходит рано. К средней школе материться умеют все, но не все это делают. Рецепт «доведения» до абсурда поможет и в этом случае – для думающих и умных подростков. О том, как отучить ребенка от матерных слов сразу при появлении этой беды, будет рассказано чуть ниже.
А пока боремся с последствиями социализации и подросткового влияния, если есть такая проблема. Тут тоже все предельно просто. Если ваш ребенок материться, попросите «перевести» его на русский все сказанное матом.
Помните, как в «Джентльменах Удачи»: «Этот нехороший человек предаст нас при первой опасности».
Покажите бессмысленность употребления нецензурных слов именно с точки зрения их значения. Пусть подросток сам увидит, как нелепо звучат его «крутые» фразы. Даже если сразу это не поможет – в голове засядет. И ребенок сам начнет «переводить» одноклассников, поражаясь их недалекости и скудомыслию.
Итак, какие выводы по первому блоку рецептов?
Простые! Доводите до абсурда все формулировки с «неправильными», «плохими» и «нецензурными» словами и стимулируйте ребенка самостоятельно отказаться от их применения.
Без запретов. Без насилия. Только логика.
Плохие слова – как отучить ребенка ругаться? Никак! Отучить не получится. Почему? Потому что если школьник или подросток употребляет ненормативную лексику, скорее всего, ему нужно вписаться в коллектив или удержаться в нем. В ином случае не употреблял бы.
Поэтому задача родителя не запретить «болезнь», когда она уже находится в активной стадии, а пресечь ее в зародыше. Объяснить ребенку неблагозвучность и глупость мата еще в том возрасте, когда авторитет взрослых непререкаем. То есть примерно в садике.
И это совсем не рано!
Мое личное правило: все объяснять детям тогда, когда они спрашивают. Но! На таком языке, чтобы они все поняли и не сделали неверных выводов.
Как говорить с малышами о мате? Очень просто. В тот момент, когда ребенок отразил существование нецензурных слов, можно сказать ему так:
«Ты же уже знаешь, что в мире есть много иностранных языков. Английский, французский, немецкий. Знаешь?»
«Да.»
«И каждый человек разговаривает именно на том языке, на каком он умеет говорить. Вот мы говорим по-русски. Мама может еще общаться по-немецки. Брат по-английски. Правильно?»
«Да.»
«А есть люди, который общаются на таком вот «нецензурном» языке. Они не знают красивых, правильных, подходящих слов, чтобы описывать свое настроение, состояние, желания, поэтому используют грубые и некрасивые заменители. Понимаешь?»
«Да.»
«Люди, которые хорошо владеют русской речью, как ты (можно привести примеры из жизни), мама, папа и брат, не употребляют матерный язык. Он им просто не нужен. Они и без него умеют выражать свои мысли четко и понятно. Вот ты же умеешь?»
«Да.»
«Но почти все взрослые люди и даже некоторые школьники знают мат. Но не используют его. Как мы не используем английские слова при разговоре дома. Мы же русские и говорим по-русски. Жили бы в Англии – говорили бы по-английски. Если ты когда-нибудь окажешься в обществе, где понимают только мат, можешь говорить на нем, но дома, в садике, в школе этого делать не стоит. Ведь там мы разговариваем на красивом понятном русском языке. Верно?»
«Верно!»
Вот, собственно, и все. Любопытство ребенка удовлетворено. Смысл «плохих» слов обозначен. Аудитория, где их нужно употреблять, тоже. Но, главное, внушена уверенность, что он, ребенок, прекрасно обойдется и без этого нецензурного словарного запаса.
Вы думаете, после таких бесед возникнет проблема: как отучить ребенка от плохих слов? У нас пока не возникла. Но и дома у нас никто не ругается, и окружение соответственное.
А если мама, папа или дедушка порой разрешают себе крепкое словечко при ребенке, то не стоит даже и бороться с малышом. Отучить от плохих слов его не получится.
«От осинки не родятся апельсинки.»
13.12.2017
Рано или поздно все родители сталкиваются с проблемой, когда их ребенок начинает говорить бранные слова. Связано это с тем, что ребенок получает знания, но не всегда они имеют позитивную основу. Давайте разберемся с причинами, использования бранных слов ребенком в своей речи.
Причины:
Как реагировать, если ребенок использует «плохие слова»?
7 советов, что делать, если ребенок говорит «плохие слова»
Все родители раньше или позже сталкиваются с проблемой, когда их ребёнок начинает говорить бранные слова. Связано это с тем, что ребёнок получает знания, но не всегда они имеют позитивную основу. Осваивая речь, ребёнок не понимает, какие слова можно произносить, а какие нет. Маленькие дети ко всему восприимчивы, что происходит вокруг них, поэтому подражают взрослым или своим сверстникам.
К сожалению, некоторые дети получают ненужную им информацию от родителей, которые умиляются над тем, как ребёнок, коверкая, произносит «плохие» слова. Иногда случайно произнесённого слова достаточно, чтобы ребёнок его повторил.
1. Если ребёнок произнёс «плохое» слово, не паникуйте, постарайтесь отреагировать спокойно, чтобы не привлекать внимание ребёнка к бранным словам.
2. Однако никак не реагировать на бранные слова не стоит, так как именно вашу реакцию ребёнок желает увидеть. Нужно объяснить ему что слово, которое он произнёс, плохое, иначе, если вы совсем не будете обращать никакого внимания, ребёнок будет повторять это слово, пока вы не отреагируете.
3. Попытайтесь разъяснить ребёнку, что хорошие дети не используют «плохие» слова. Затем следует переключить внимание ребёнка на что-то более увлекательное и интересное.
4. Постарайтесь поговорить с ребёнком и выяснить, где он услышал «плохие» слова. Если вы сумеете установить эмоциональный контакт, то в другой раз ребёнок обратится к вам за советом, так как ему будет важно ваше мнение. Если бранное слово ребёнок услышал от кого-то из окружения или из телевизора, в будущем можно контролировать такие ситуации.
5. Если ребёнок употребил нехорошее слово при посторонних людях, не ругайте его сразу же при всех. Нужно извиниться за ребёнка и сменить тему, а дома серьёзно поговорите с ним. Таким способом он пытается привлечь как ваше, так и внимание окружающих.
6. Если пункты выше не помогли, тогда можно пойти на следующие меры. За каждое бранное слово лишайте ребёнка любимого занятия, заменяя его нелюбимым. Например, вместо просмотра мультфильмов пусть помоет посуду, а взамен прогулки по улице – сделает уроки. За отсутствие «плохих» слов поощряйте ребёнка.
7. Можно применить метод запугивания. Он больше подойдет для впечатлительных детей. Скажите ребёнку, что употребление «плохих» слов делает его глупым и с ним никто не будет играть. А употребление «хороших» слов, наоборот, делает его лучше, красивее и умнее.
Ребёнок – уникальная личность с потребностями и капризами. Следует выяснить причину, по которой ребёнок стал употреблять бранные слова. Возможно, ребёнку не хватает вашего внимания, ласки и заботы. Нужно понаблюдать за ребёнком и постараться найти способ устранить эту проблему.
"Дети говорят плохие слова" Ася Кравченко, психолог
"Ребенок злословит. Что делать?" Залесская Татьяна, психолог
"Воспитайте благодарного ребенка" Надежда Васина
Дети говорят плохие слова
Самое главное, чтобы у вашего ребенка сформировалось представление о том, что эти слова в приличном обществе недопустимы. Орудие агрессии
Спускаем пар
Некоторые мамы с успехом превращают этот процесс в игру: устанавливают правила (к примеру, нельзя повторяться) и по очереди, соревнуясь в оригинальности, высказывают свое несогласие. Подобный несложный тренинг поможет в дальнейшем ребенку "спускать пар"
Ребенок злословит. Что делать?
При появлении в лексиконе ребенка бранных слов, прежде всего, обратите внимание на то, как говорят в вашей семье. Мы часто не замечаем, какие выражения используем, или не придаем сказанному значения. Вспомните хотя бы, что вы произносите, когда, например, обжигаетесь или задеваете за кресло ногой, какими словами реагирует ваш муж на падение курса рубля, политические перестановки. В это, между прочим, время ваш невинный отпрыск играет где-то рядом.
Поэтому, для того чтобы ребенок не пользовался матерными выражениями в разговоре, связанном с темой деторождения, необходимо рассказать ему, откуда берутся дети. Особым адаптированным для возраста малыша способом, используя только понятные ему слова. Очень важно делать упор на наличие любви между папой и мамой и выказывать в рассказе уважение к процессу продолжения рода. Используя детскую литературу по анатомии человека, рассказать, откуда берутся дети, будет не так уж сложно. Ребенку, который знает историю появления детей на свет, изложенную понятными словами, просто не понадобятся сомнительные выражения ни для пересказа, ни для размышлений об этом. Существует еще несколько причин, по которым дети предпочитают сквернословить. Вспомните, чем сопровождается использование ненормативной лексики взрослыми: выразительными жестами, шоком или даже одобрением окружающих, их волнением. Вокруг ругающегося сразу возникает определенное напряжение, на него обращают внимание, его укоряют или успокаивают. Дети, которым не хватает внимания родителей, могут злословить для того, чтобы их заметили, чтобы с ними эмоционально пообщались. Пусть отрицательные, но все-таки эмоции, а не безразличие по отношению к ним.
Ближе к школьному возрасту ребенок может начать использовать бранные слова во взаимодействиях с окружающими, в конфликтных ситуациях, когда явно выражено физическое превосходство противника, когда он пытается установить свое главенство в микросоциуме. Для достижения этих целей некоторые дети используют агрессивность, одним из проявлений которой и является в данном случае сквернословие. Используется оно полуосознанно, но относится к конкретному человеку, объекту, против которого и направлена агрессия, что в корне отличается от безобидного неосознанного повторения этих же слов младшими детьми.
Если ваш кроха злословит, то:
Так что, как писал небезызвестный доктор Спок: "Высокие идеалы и принципы, которые родители прививают ребенку, становятся частью его натуры и, в конце концов, проявляются, даже если ребенок проходит пору увлечения бранными словами и грубыми манерами". Воспитайте благодарного ребенка Сколько раз за последнее время вы делали это: подсказывали своему ребенку сказать «спасибо» соседу, приятелю или бабушке? Желание воспитать благодарного ребенка естественно, и такие напоминания не обидны. Но для воспитания благодарности как черты, следует иметь в виду длительный процесс воспитания ребенка.
Не существует неблагодарного дошкольника, т.к. дети этого возраста не понимают признательность в той мере, в какой это делают взрослые. Пяти- и шестилетние дети только начинают догадываться, что «спасибо» и «пожалуйста» больше, чем волшебные слова, которыми довольны мама и папа. Когда вы рассержены или обижены тем, что ваш ребенок не поблагодарил вас или кого-то, примите во внимание, что все маленькие дети сконцентрированы на себе. Для них естественно и нормально считать, что весь мир существует только для них. Умение поставить себя на место другого – краеугольный камень признательности, и пройдут годы прежде, чем дети смогут думать о чем-то, помимо своих желаний и потребностей… Показывайте детям, что вы им благодарны Дети не приходят в мир с заложенным чувством благодарности – они учатся этому со временем. Прежде, чем дети начнут проявлять интерес к чувствам других, им необходимо чувствовать любовь и заботу родителей. Благодарность можно воспитывать, давая детям испытывать удовольствие от того, что их высоко оценили. Например, вы можете сказать дочке: « Какое счастье иметь такую доченьку как ты!». Этим вы выразите свою благодарность за то, что она есть в вашей жизни. Будьте признательны сами Поступайте с остальными так, как вы бы хотели, чтобы ваши дети поступали с вами или кем-либо еще. Дети имеют свойство вести себя так, как мы ведем себя, а не так, как мы говорим. Особенно малыши, которые еще не говорят. Поскольку ваше поведение формирует привычки ваших детей, позаботьтесь о том, чтобы не забыть вовремя благодарить вашего супруга и других людей за проявленное внимание. Пусть ваши дети знают, что вы благодарны им за то, что они делают Важно хвалить любой импульс сочувствия (например, начинающий ходить ребенок предлагает плачущему младенцу свое любимое одеяльце) и дать ребенку знать, когда его действия принесли кому-то радость. Маргарита В., мама двоих детей, всегда выражает благодарность за проявления внимания и заботы своих дочерей. Она благодарит трехлетнюю Машу за то, что та принесла игрушку. А пятилетней Эмме говорит: «Спасибо, что ты мне нарисовала такую красивую картину. Мне очень нравится!». И ее усилия не напрасны. «Моей младшей все еще надо напоминать сказать «спасибо», но Эмма обычно говорит сама». Не настаивайте на благодарности
Обдумайте причины невежливого поведения Если ваш дошкольник голоден, расстроен или устал, не следует ожидать, что он будет воспитанным спутником. Переутомившийся ребенок может чувствовать себя так же расстроенным своим поведением, как и вы. Следует принимать в расчет и темперамент ребенка. Некоторые дети более разговорчивы и поэтому легче говорят «спасибо». Если ребенок замкнутый, необщительный – его улыбка скажет больше, чем слова. Имейте в виду: дети говорят то, что у них на уме В то время как взрослые научены тому, что хорошие манеры помогают поддерживать хорошие отношения, импульсивные дошкольники склонны выпаливать все, что им приходит на ум. Например, когда Маргарита В. дала своей племяннице две модные куклы, Катя заявила: «Я ненавижу таких кукол!», - вместо «спасибо». В такой ситуации первый порыв - сделать выговор ребенку за грубое поведение. Но это обидит разочарованного ребенка и заставит его чувствовать себя виноватым, а не благодарным. Чтобы смягчить чувства удрученного дарителя, можно сделать общий вывод о поведении ребенка, как это сделала мама Кати: «Дети такого возраста говорят то, что думают, не так ли? Большое спасибо за подарок Кате». Репетиция роли Учитывайте то обстоятельство, что дошколята любят играть в кого-то. Разыграйте разные сценарии, где плюшевым мишкам надо будет выражать кому-то благодарность. С детьми постарше попробуйте перед Днем рождения или праздником отрепетировать, как благодарить за непривлекательный подарок. Спросите: «Что ты скажешь, если тебе подарят то, что не понравится?». Если ничего не приходит в голову, продумайте ответы, которые выражают благодарность без фальшивого энтузиазма. Например, такой: «Большое спасибо!». Используйте философию «чем меньше, тем лучше» Если комната вашего ребенка напоминает магазин игрушек, такое изобилие притупляет чувство признательности. Восторг при получении игрушки или угощения исчезает, если это происходит часто. Чтобы избежать избытка игрушек, можно попросить родственников дарить практичные вещи, например, одежду. Но если дети получают горы подарков на День рождения, то кое-что можно убрать до следующего подходящего случая. Таким образом, каждый подарок будет особенным и более ценным. Если же ваши дети хотят больше, независимо от того, сколько у них уже есть, следует объяснить им, что в жизни люди не всегда получают то, что хочется. Невозможность получить все – одна из сторон жизни. Иначе дети поверят, что они имеют право на то, что уже есть и еще больше. Такое отношение исключает всякую благодарность. Безусловно, ваши действия не должны противоречить вашим словам. Если ваши шкафы битком набиты одеждой или вы не в состоянии устоять перед новейшей безделушкой, не удивляйтесь тому, что ваши дети постоянно бурно требуют новые игрушки. Вдохновляйте ваших детей энергично браться за помощь другим Они не только поймут, как приятно чувствует себя человек, который дает, но и разовьют способность сопереживать и понимать потребности других. Дети могут предлагать свою помощь (донести сумки до квартиры, например) не только членам семьи, но и соседям. В каждой семье есть вещи, которые уже не нужны, но выкинуть их рука не поднимается: и состояние приличное, и кому-то могут еще послужить. Всего несколько минут вам понадобятся, чтобы по телефону выяснить у персонала ближайшего детского дома – нужны ли их малышам вещи или мягкие игрушки ваших детей. Кому-то покажется странной эта затея, но можно позвонить и в дом престарелых, чтобы предложить какие-то уже ненужные вам вещи. Пусть ваши дети присутствуют при вашем разговоре. Вместе отвезите и передайте вещи. Приобретая такой опыт, дети осознают свою значимость. А внимание с себя переносится на других. Воспитывая благодарность в своих детях, вы увидите, как растет их признательность вам. |
|
Как отучить ребенка говорить "плохие" слова?
Наверное, каждый из родителей сталкивался с проблемой появления «плохих слов» в речи ребенка. Малыш вдруг ни с того, ни с сего ошарашивает нас ругательствами – будь то матюг, или жаргонное грубое слово.
С чем связано появление таких слов в лексиконе ребенка? Как отучить малыша говорить «плохие слова»? Давайте узнаем, что советуют психологи.
Ребенок впитывает в себя все что видит и слышит буквально как губка. Запоминает слова, услышанные в детском саду, школе, на улице, дома, по телевизору. И далеко не всегда эти слова являются образцом высокой словесности. Нецензурные выражения, бранные слова, жаргонизмы можно услышать сплошь и рядом.
При этом до пяти лет, обычно, дети не очень хорошо могут понимать разницу между «плохим» словом и хорошим. Просто он услышал это слово и оно ему запомнилось. Возможно, его произнес кто-то из старших товарищей во дворе во время игры, кто-то из взрослых на улице. Придя домой, он механически повторил, то, что услышал, не вкладывая особого смысла в произнесенное ругательство.
В этом случае не следует наказывать ребенка. Достаточно объяснить ему, что такое слово говорить очень некрасиво и хорошие люди такие слова не говорят. Обычно такого объяснения достаточно. Если же ребенок уже знает, что произносимые слова являются «плохими», ругательными, но все равно не слушается и продолжает их повторять, то тут следует подойти серьезней и постараться определить причину.
Каждый ребенок нуждается в достаточном количестве родительского тепла, заботы и внимания. Иногда, случается, что родители вечно занятые своими проблемами или проблемами братика или сестры, уделяют ребенку недостаточно внимания. Заметив же, что «плохое» слово способно быстро привлечь к нему недостающее внимание, ребенок может начать этим пользоваться.
В таком случае, единственным действенным средством отучить малыша ругаться будет проявление достаточного количества внимания к его проблемам и переживаниям, поддержка и одобрение.
Нередко главные герои фильмов, в целом являясь положительными, не лезут в карман за словом и сыплют ругательствами, как пьяный сапожник. Обычно это происходит в кульминационные моменты наказания зла добром в яростной схватке героя со своим антиподом. Ясно, что ребенок, стараясь быть похожим на такого удалого молодца с телеэкрана, берет на вооружение и его лексикон.
В этом случае следует ограничить просмотр фильмов, разрешая смотреть только те из них, в которых отсутствует брань действующих лиц.
Случается и такое, что родители начинают буквально контролировать каждый шаг малыша, стараясь уберечь его от различных неприятностей и привить ему нужные навыки. Родительские советы заменяются категоричными указаниями – делай то, делай это, надень эти штаны, читай эту книжку.
Ребенок может начать сопротивляться такому отношению к своей маленькой личности. Это может проявиться в появлении «плохих» слов в его высказываниях. Таким образом, он пытается самоутвердиться.
Чтобы этого избежать, старайтесь не перегибать палку с категоричностью и не заменяйте советы приказами. Дайте ребенку немного свободы – ведь он сам может решить: во что ему поиграть, что нарисовать и какую книжку почитать.
Бывает и такое, что ругательства появляются в речи ребенка, как реакция на проблемы в семье – развод или размолвка родителей, появление нового члена семьи – братика или сестренки или даже просто отказ в покупке желанной игрушки.
«Плохие» слова могут стать и попыткой адаптироваться в уже сложившемся коллективе ребят, возможно более старшего возраста. Это может случиться после смены места жительства, школы. Пытаясь не быть белой вороной, ребенок начинает подражать принятым правилам в новом коллективе, в том числе и манере разговора.
Самое главное, что могут сделать родители в такой ситуации – это быть рядом с ребенком, поддерживать его и ободрять, хвалить за то, что у него получается делать, внушать ему ощущение защищенности, любви и заботы. Побольше занимайтесь с малышом, изучите с ним буквы , научите его читать , писать, рисовать, играть в интересные игры.
Обычно в доме, где царит дружелюбная и благоприятная атмосфера, дети не стремятся к самоутверждению или привлечению внимания с помощью ругательств. Ребенок видит, что достигать успеха в жизни, принимать ответственные решения, быть взрослым вполне можно и без сквернословия. Если же вы услышали от ребенка ругательство, просто объясните ему, что такие слова говорить не следует.
Если ребенок совершил проступок, за который вы решили его наказать, обязательно объясните ему – за что вы его наказываете. Ребенок должен четко понимать, что он наказан за вполне определенный проступок, а не за то, что он такой плохой.
Старайтесь в присутствии ребенка избегать выяснения отношений с партнером по браку. Будьте сдержанны и доброжелательны. Если вы сами будете подавать пример сквернословия, не сдерживаясь в сердцах, то вам будет трудно объяснить ребенку – почему же вам можно ругаться, а ему нет.
Постарайтесь научить ребенка выражать свои чувства, не прибегая к сквернословию. Ведь дети могут просто не знать, как выразить гнев, обиду, отчаяние, не прибегая к ругательствам, если вы не поможете им этому научиться.
Вы заметили, что ваш ребенок говорит плохие слова? Не расстраивайтесь, у этой проблемы наверняка найдется решение. Прежде всего, вам необходимо выяснить, по какой причине ваш ребенок начал говорить плохие слова, а уже потом решать, как вам поступить.
Вы заметили, что ваш ребенок говорит плохие слова ? Не расстраивайтесь, у этой проблемы наверняка найдется решение. Прежде всего, вам необходимо выяснить, по какой причине ваш ребенок начал говорить плохие слова, а уже потом решать, как вам поступить.
Одна из причин, побуждающая малыша говорить плохие слова – это повторение часто употребляемых кем–то из его окружения выражений и слов. Ребенок повторяет то, что слышит, повторяет бездумно, даже не понимая значения сказанного. Дети очень чутки, иногда с помощью плохих слов они выражают свое отношение к чему–либо, интуитивно чувствуя негативную окраску слова.
Прежде чем начинать бороться с плохими словами ребенка, каждому взрослому необходимо прислушаться к тому, как и что он говорит в присутствии малыша и, если неприличные слова у него иногда вырываются, нужно постараться избавиться от них.
Конечно, в большинстве семей не принято употреблять бранные слова, особенно при детях, и, тем более что совершенно недопустимо обучать детей плохим словам намеренно. Но даже в таких семьях родители нередко сталкиваются с такой проблемой. В такой ситуации, для того чтобы бороться с плохими словами ребенка, взрослым необходимо проявить максимум терпения.
Ни в коем случае нельзя ругать и наказывать ребенка. Но пускать все на самотек, делать вид, что вы не услышали от малыша бранное слово, тоже не стоит. Он может решить, что сквернословие – это не плохого.
Нужно постараться объяснить ребенку, что эти слова неприличны, что они могут обидеть других людей. Разъясните малышу разницу между хорошим поведением и плохим, красивым и некрасивым. Читайте своему чаду книги, чтобы обогатить его словарный запас, играйте в развивающие игры. Проводите с ним больше времени, разговаривайте и гуляйте. Бороться со сквернословием ребенка в раннем возрасте необходимо с особой чуткостью и бережностью.
В подростковом возрасте дети употребляют бранные слова чаще всего для того, чтобы показать, насколько они уже взрослые и вполне самостоятельные, по их мнению, люди. Очень часто за напускной грубостью подростка скрывается неуверенность в себе и неумение контролировать свои эмоции. Бороться со сквернословием ребенка–подростка нужно, учитывая особенности этого возраста.
Родителям необходимо проявить умение поддерживать и развивать в детях все хорошее и противодействовать плохому поведению. Никакой ругани, скандалов и резких обвинений. Спокойно, но твердо постарайтесь объяснить ребенку, что вам не нравятся ругательства, что его недостойное поведение оскорбляет окружающих. Для того чтобы эффективно бороться с плохими словами ребенка в подростковом возрасте, нужно серьезно и доходчиво ему объяснить, что для выражений своих эмоций в русском языке достаточно литературных выражений. Не лишне будет подчеркнуть, что люди, которые прибегают к употреблению ругательств, чаще всего малообразованны и не умеют выражать свое недовольство чем-либо другим способом.
Абсолютно бесполезно ругать, наказывать и уж тем более, бить по губам ребенка, если он употребляет непечатные выражения. Это не принесет нужного результата. Чтобы результативно бороться с плохими словами ребенка в любом возрасте, станьте для него примером. Следите за собственной речью, научите его правильно реагировать на чужую брань и грубость. Ваше собственное поведение является самым сильным способом воздействия на ребенка.
Почему ребенок говорит «плохие» слова?
Когда мне раньше говорили о том, что маленькие дети - это маленькие проблемы, а чем старше становится ребенок, тем больше становится проблем, с которыми нужно справляться родители, мне с трудом в это верилось.
Теперь у меня пятилетний сын, и вместе с ним растут всевозможные проблемные ситуации, но сегодня я хочу вам рассказать проблемы другой семьи, которые могут коснуться меня и вас.
В семье моей знакомой вместе с дочкой растут и проблемы в ее воспитании - Алиса начала ругаться. Причем, «плохие слова» она говорит за шторой или неосознанно во время игры.
Алиса
Алисе пять лет, как и моему Назару. Они ходят в одну группу в детском саду. Когда я впервые услышала, как ребенок во время переодевания сказала «б**» - я была просто в ужасе. Тогда мама, начав оправдываться, рассказала мне немного о себе.
Как утверждает мама Алисы, в их семье практически не ругаются. Муж иногда не может удержаться во время просмотра футбола или во время разговора по телефону со своими сослуживцами.
Ребенка приучали к тому, что говорить «плохие слова» - это плохо, но уже несколько недель маленькая Алиса ругается. Родители сначала ее просили не говорить плохие слова, после ругали ее и ставили в угол, но все безрезультатно.
Теперь Алиса ругается не в открытой форме - она прячется за шторой. После чего выходит как ни в чем не бывало, и идет играть.
Иногда Алиса во время игры поет «плохие слова», мурлыкая их себе под нос. Воспитательница в детском саду от этого, правду говоря, не в восторге, так как боится, что и другие детки начнут ей подпевать.
Пробуем разобраться Мой Назар пробовал ругаться, но как-то быстро у него прошла охота к этому скверному занятию. Думаю, что в будущем нужно будет искать еще не один психологический подход, чтобы ребенок не начал говорить «Плохих слов». Но сейчас у нас такой проблемы нет.
Вот стало мне любопытно: «Почему в нашей семье ребенок легко справился с этой проблемой, а в семье Алисы проблема остается на протяжении нескольких недель?»
Что же плохого в «плохих словах»?
Пятилетний ребенок вполне разбирается в том, что если родители просят его не говорить «плохих слов», то непослушание - это плохо. В этом возрасте у детей развивается нравственно-этические стороны их маленькой, но личности, появляется страх быть непринятым в обществе (семья, детсадовская группа и т.д.).
Если ребенок ругается за шторой (холодильником, тумбочкой и т.д.), значит, он в этот момент понимает, что делает плохо.
Может, родители Алисы неправильно ореагировали на первые попытки
Алисы ругаться, и теперь Алиса проверяет, что будет, если она продолжит делать плохо. Молния после ее ругательств не ударила, стены - на месте, значит, нет ничего страшного в «плохих словах».
Да, вокруг ребенка ничего не происходит. Но, может, ей рассказать сказку о красивой принцессе, которая начала ругаться и у нее потихоньку начали расти усы? Или язык поменял цвет (синий, зеленый, фиолетовый)?
Применяйте разные психологические подходы, которые бы объяснили ребенку на «детском» языке, что ругаться плохо. Лучшим вашим помощником будет сказка
.
Вина родителей - нехватка внимания
В пять лет ребенок вполне может занять себя игрой. Он самостоятельно может решить, что ему необходимо для развлечения: рисование, игра в мяч, составление пазлов, лепка и т.д.
Но что делать, когда все надоело, а мама и папа постоянно заняты? Захотелось ребенку порцию ласки и нежности
, а у родителей на это нет времени.
Тогда в ход идут все хитрые приемы, которые ребенок уже успел выучить и неоднократно применить: просьбы, обнимание, а также привлечение внимания с помощью «плохих слов».
Да, это плохо, но как работает! Чем бы ни занимались родители, а сразу все оставляют и идут к ребенку, чтобы очередной раз объяснить, что говорить «плохие слова» - это не хорошо и в их семье так не делают.
Вместо того, что реагировать на подобные выходки, отложите в сторону всю вашу важную работу и приделите время ребенку
(поиграйте, пощекочите ребенка, спойте песенки и т.д.). Если во время игры вы не услышите детские ругательства, значит, причину вы уже нашли, осталось сделать выводы.
Стремимся быть похожим на кумира
Даже дети мечтают быть принцессами и принцами, балеринами и боксерами, леди и бизнесменами. Все зависит от среды, в которой воспитывается ребенок.
Мой Назар хочет быть роботом. Однажды он смотрел с нами фильм о роботах и с тех пор представляет в играх, что он робот.
Если бы его кумир сказал с экрана телевизора «плохое слово» (сто сейчас не редко звучит с телевизора), то, скорее всего, он бы запомнил и начал применять это слово в стремлении быть походим на своего кумира.
Возможно, Алиса хотела быть похожей на отца, от которого иногда можно услышать ругательства, может, она копирует других людей или героев телеэкранов. В каждом ребенке сидит загадка, которую разгадать могут только родители.
Среди других причин детской брани
могут быть: компенсация неуспешности, желание отомстить, борьба за самоутверждение из-за чрезмерной опеки родителей. Не лишним будет рассмотреть влияние детского коллектива, в котором растет и воспитывается ваш ребенок.
Этими мыслями я поделилась с мамой маленькой и красивенькой девочки Алисы. Очень надеюсь, что они найдут способ избавиться от проблемы, которая портит их семейное счастье.
Казалось бы, ещё совсем недавно ваш малыш был совсем – совсем крошечным и сладенько спал в своей кроватке. И тут он уже подрос и даже начал говорить. День ото дня запас слов становится всё больше, ребёнок поднимается на новую ступеньку в общении. И в этот приятный для родителей момент могут проскользнуть из уст любимого чада плохие слова. Естественно, что первый же вопрос родителей: «Откуда?»
Если малыш сказал неприличное слово только один раз и забыл про него, не паникуйте. Будем считать, что это случайность. Но если же вы заметили, что нецензурная лексика довольно часто исходит из уст вашего ребёнка, то ни в коем случае не оставляйте этот вопрос без внимания. Отнеситесь к этому очень серьёзно. Постарайтесь спокойно разобраться в сложившейся ситуации и исправить её.
Попробуйте выяснить причину появления «плохих» слов. Возможно, малышу необходимо уделять немного больше внимания, может быть он таким образом и пытается сделать так, чтобы вы проводили с ним больше времени. А может ему просто не хватает дисциплины. В любом случае, нужно понаблюдать за своим крохой и помочь справиться с этой проблемой.
По мере своего взросления и становления личности, малыш частенько копирует многие действия своих родителей или других взрослых, их привычки и слова. Иногда это бывают не совсем приличные слова, поэтому внимательнее относитесь к своей собственной речи. Не следует ругаться матом в присутствии ребёнка.
Некоторые папы очень любят слушать песни с матами. Если уж вам очень нравится такое «творчество», слушайте себе на здоровье, но только тогда, когда ребёнка не будет дома.
Вот несколько советов, как реагировать и правильно себя вести в ситуациях, когда малыш заругается неприличными словами.
1. Правило первое – без паники! Услышав из уст своего ребёнка бранное слово, постарайтесь максимально сохранять спокойствие. Если же вы не сможете сдержать своих эмоций, бурно отреагируете, то результат будет точно отрицательный – это слово, наверняка, приживётся в словарном запасе вашего малыша.
2. Совсем никак не реагировать на «плохие» слова тоже неправильно. Малыш произносит данное слово, чтобы проверить вашу реакцию. И если же вы сделаете вид, что ничего не услышали, ребёнок будет повторять его вновь и вновь, пока не увидит вашу реакцию.
3. Постарайтесь объяснить малышу, что говорить матерные слова – это неприлично. Хорошие детки такие слова не говорят. А ведь ты у нас хороший? И после этих слов постарайтесь чем-то отвлечь своего кроха, какой–нибудь игрой или интересным занятием.
4. Поговорите с ребёнком, попытайтесь выяснить, от кого он слышал неприличные слова. Самое главное – это наладить эмоциональный контакт с малышом. И тогда в следующий раз он за советом прибежит, в первую очередь, именно к вам. Если же малыш услышал бранное слово из фильма по телевизору или от кого-то из ваших знакомых, возьмите это дело под контроль.
Тщательнее отслеживайте, какие передачи и какие фильмы смотрит ваш ребёнок. А со знакомыми просто поговорите, чтобы впредь были осторожней и не выражались в присутствии малыша.
5. Когда все предыдущие методы испытаны, и они вам никак не помогли, придётся применять более жёсткие меры. Например, наказания. Если малыш сказал плохое слово, лишите его любимого занятия, например, игры на компьютере, а вместо него заставьте сделать что-нибудь не очень любимое, например, помыть посуду. А вот если он не говорил в течение двух – трёх дней «плохие» слова, обязательно отметьте это и чем-нибудь поощрите.
6. Когда малыш излишне впечатлительный, то для него можно применить тактику запугивания. Достаточно ему сказать, что, говоря «хорошие» слова, он становится лучше, красивее и умнее. А вот от «плохих» слов как раз наоборот – глупым и некрасивым. И с ним вряд ли кто-то захочет дружить или общаться.
7. Часто бывает ситуация, что ребёнок говорит бранное слово при посторонних людях. В данном случае правильнее будет извиниться за малыша и переключить разговор на другую тему, чтобы ребёнок понял, что он поступил некрасиво и поэтому с ним не хотят дальше общаться.
К большому сожалению, очень многие дети ругаются матом . Кто-то раньше начинает это делать, а кто-то позже. Основная цель их произнесения вовсе не такая, как у взрослых. У взрослых людей матерные слова – это способ выразить обиду, боль, страх или же раздражение. А малыши просто элементарно пытаются привлечь к себе внимание. Они скажут «плохое» слово и смотрят, как на это отреагируют окружающие. Поэтому в данной ситуации метод игнорирования прекрасно подойдёт. Когда он увидит, что вас это совсем никак не задевает, он попросту перестанет говорить подобные слова и выражения. Конечно, малыш будет продолжать искать другие способы, чтобы вывести вас из себя. Уж такая она детская натура. Попробуйте выбрать одно какое-нибудь действие, которое не особо вас тревожит, и начинайте бурно реагировать на него. Например, если он разрисовал ваш любимый дамский журнал, отругайте его. Впоследствии, кроха будет заниматься этим систематически и регулярно, но это не такой уж и большой грех, как ругательство матом. Так что периодически хмурьте бровки и делайте вид, что вас это действительно сильно задевает.
В этот возрастной период ребёнок по-прежнему ругается с той целью, чтобы привлечь к себе внимание, но, при этом, он уже осознаёт, что это оскорбление. Здесь уже нецензурная лексика применяется в моменты очень сильной обиды, чтобы посильнее уязвить обидчика.
Но значение большинства слов он всё ещё не понимает. Для него главный фактор – выругаться.
В данном случае на помощь приходят устрашающие мероприятия. Осознание того, что он будет наказан за «плохие» слова или же пройдёт через унижение. Политика кнута и пряника тут вполне сгодится. За хорошее поведение – сладкий приз, а за плохое – строгое наказание.
Как можно отучить ругаться матом ребёнка в возрасте от семи до одиннадцати лет?
Итак, ваш ребёнок – школьник, он уже стал гораздо взрослее, формируется его собственное «Я». Значительное влияние оказывает школа, в которой ребёнок учится, компания во дворе, с которой он гуляет и общается и просто окружающие люди. Если раньше малыш выходил на прогулку только в сопровождении взрослых, то теперь, чаще всего, сам. Поэтому принцип кнута и пряника здесь уже не пройдёт – «страшилок» он уже не боится, а сладкий приз не особо интересует.
Если применять телесные наказания, то вскоре ваш ребёнок просто замкнётся в себе и станет необщительным. В данном случае помогут именно серьёзные беседы, как с взрослым. Постарайтесь «достучаться» до его души, «нащупать» ту самую ниточку, за которую можно будет потянуть и воздействовать на своё чадо.
Для детей данного возраста очень важно, какое место они занимают в обществе. Вот и постарайтесь объяснить своему ребёнку, что если он будет и дальше продолжать выражаться нецензурной лексикой, то может стать отверженным или бомжем. Наглядных примеров на улице вполне хватает.
Как отучить подростка от нецензурных слов?
Когда вашему чаду уже от одиннадцати до пятнадцати лет, то тут уже не ребёнок, а подросток. Это не простой период и в жизни самого подростка, и в жизни его родителей. Его любимая фраза: «Имею право!»
И если родителям раньше удалось стать авторитетом для своего ребёнка, то тогда повлиять на своего подростка они вполне смогут. К некоторым советам и рекомендациям он, возможно, прислушается. Методика запугивания здесь категорически противопоказана. Этим вы только усугубите ситуацию.
Можно провести дружескую беседу и попытаться выяснить, кто для подростка является непререкаемым авторитетом. Попытайтесь воздействовать через него, например, фразой: «А твой кумир так бы не поступил».
Окружите своего малыша любовью и заботой, следите за своей речью, интересуйтесь, какие фильмы смотрит ваш ребёнок, какую музыку он слушает и тогда ему не потребуется самовыражаться при помощи матерных слов.
-Плохие слова. Смирнова О.Е., педагог-психолог МБДОУ 365
Раньше, когда мы были детьми, стеснялись в присутствии взрослых говорить плохие слова. А теперь никто никого не боится. Смотришь, девочка пять-шесть лет, а такое скажет, что повторить стыдно.
Слово причиняет боль ничуть не меньшую. Им можно обидеть, унизить, высмеять. Маленький ребёнок тоже может произносить ругательства, но он не понимает значения сказанной фразы. Дети же трёх-четырёх лет выражают бранью свои агрессивные намерения. Они повторяют плохие слова, услышав ранее их от взрослых.
Агрессивность выражает ребёнок не только словами, но и соответствующими интонациями. Вызывающий тон, например, такой же признак агрессивного настроя, негативного отношения к человеку, как и оскорбительные фразы.
Некоторые из взрослых, столкнувшись с данной проблемой, начинают возмущаться, набрасываются на детей с упрёками, ответной руганью. Звучит это примерно так: «Ах ты, негодник такой, что же ты такое говоришь?!» При этом дети считают, что они правы, формируется убеждённость в подлинной действительности подобной формы выражения отношений. Ведь раз получена ожидаемая реакция, средство сработало, и можно будет использовать его в сходных ситуациях.
Другие взрослые стараются делать вид, что не слышат бранных слов и выражений в разговорах детей. Они считают, что, не акцентируя внимания ребёнка на плохих словах, он их скоро забудет. Хотя здесь можно поспорить. Память пятилетнего ребёнка почти ни в чём не уступает памяти взрослых людей, а цепкости даже превосходит. И вообще, подобная форма реагирования, а точнее нереагирования, может быть расценена как попустительство. Это ведёт к тому, что маленькие дети обоего пола ещё сильнее словесно обижают своих обидчиков. Есть часть взрослых, которые стараются объяснить ребёнку, что ругаться не хорошо, что это стыдно. Но как правили, дети на такие объяснения не реагируют. Дошкольники сами прекрасно понимают, что это плохо, и именно поэтому так поступают.
Как же быть? Как решить эту проблему часто встречающуюся в семьях? Неужели нет никакой приемлемой формы реагирования на словесную агрессию представителей подрастающего поколения? Мне хочется привести здесь пример неразрешимой задачи, гениально понятой и решенной одним малышом. Услышав вопрос, кого надо спасать первым, если одновременно тонут старушка и ребёнок, а вы можете вытащить лишь одного, он авторитетно заявил: «Надо сделать так, чтобы никто не тонул».
Нам, уважаемые родители, нужно создать условия жизни детей такими, чтобы у них не возникало желание использовать словесную агрессию для достижения своих целей. Учить нужно добру, и не подзатыльниками и окриками, а личным примером. Тогда у ребёнка будет меньше поводов прибегать к брани, ругани и оскорблениям