Волнующая многих родителей и далеко не самая простая сама по себе тема о постановке звуков у детей пятилетнего возраста требует тщательного рассмотрения. Занятиям по логопедии у детей часто уделяется очень мало внимания, и совершенно зря. Взрослые отмахиваются, мол, пройдет само с возрастом, но ведь может и не пройти. Зачастую “корявая” речь взрослого человека берет свои истоки именно с этих детских «недоучек».
Неправильная нечистая речь создает сначала ребенку, а потом и взрослому, массу комплексов. Он становится замкнутым и малообщительным. Спешите исправлять недостатки уже сейчас, чтобы помочь крохе избежать подобных проблем в будущем. Этим можно заниматься и дома. Домашняя обстановка раскрепощает ребенка, и ему проще свободно заниматься. Предлагаем вашему вниманию ряд полезных и интересных игр, которые вы сможете организовать самостоятельно.
Проработка речи у ребенка должна начинаться с дошкольного возрастаОбратимся сначала к основным видам речевых нарушений. Существует их огромное количество, но каждый в итоге становится уникальным, так как принадлежит конкретному ребенку:
Будьте всегда начеку. От вашего пристального внимания не должны ускользнуть никакие изъяны. Заметив неладное, не откладывайте лечение, а как можно скорее обратитесь к опытным врачам.
Если скудость речи дошкольника бросается в глаза, нужно проконсультироваться с опытным логопедом – возможно, будут выявлены определенные отклонения
Надо с грустью признать, что современные средства коммуникации, такие как телевизор, компьютер, резко и основательно вытеснили из жизни общение. Чтение книг свелось к минимуму, а вот просмотр телепередач и мультфильмов занимает чуть ли не полдня. Дети чрезмерно мало общаются как с родителями, так и друг с другом. Телевизор предлагает широкий спектр всего интересного и увлекательного, а значит искать другие пути получения информации нет смысла.
Отсюда появляются проблемы со звукопроизношением. Встречаются они все чаще и чаще, а усугубление проблемы подчас становится быстрым. За телевизором и монитором родитель может не заметить, что ребенку нужна помощь, а ее стоит оказывать чем раньше, тем лучше. Любая проблема, в частности логопедическая, не терпит отлагательств, тогда возможность исправить неладное и поставить правильную речь значительно увеличивается.
Наиболее часто врачей-специалистов по логопедии посещают родители с детками после четырехлетнего возраста. Это возраст, когда дети могут уже освоить произнесение сложных согласных звуков, а также умеют строить логически законченные предложения. В шестилетнем возрасте ребенок запросто может построить рассказ – к примеру, по картинке. Такая задача не по плечу вашему чаду? Это повод обеспокоиться и попросить помощи у специалиста.
Постановка диагноза у логопеда или иного специалиста будет подразумевать посещение уроков – как правило, несколько раз в неделю. Нужно обязательно соблюдать график, иначе добиться устойчивого результата будет достаточно сложно.
Усидчивость и упорство непременно дадут свои достойные и приятные плоды в виде чистой речи. Игры дома желательно проводить в хорошем настроении и не заставлять кроху заниматься против его воли. Предложим вашему вниманию интересные и полезные упражнения, которые можно проводить в домашних условиях, отталкиваясь от имеющейся проблемы.
Родители тоже могут заниматься с ребенком дома, используя для этого дидактические материалы
Чаще всего в поле деятельности логопеда попадают звуки Л, Р и Ш. Именно они являются самыми коварными. Кроха может сначала их просто пропускать в словах и не произносить. Это вариант нормы, со временем малыш освоит эти звуки, но ситуация усложняется, когда на их смену ребенок выбирает более легкие звуки и заменяет ими трудные для произношения.
Важно перед играми размять весь артикуляционный аппарат. Работать у детей должно все – и язык, и губы, и небо. Начнем со звука Р. Хорошими помощниками станут такие упражнения:
Правильно поставить артикуляцию для произнесения звука «р» вам поможет обучающее видео, которое вы увидите ниже. Переходим к следующему трудному звуку.
Произносим звук «Л»:
Переходим к сложному звуку «Ш»:
Это были упражнения на артикуляцию и правильную постановку звуков. Ниже мы рассмотрим интересные варианты упражнений для ежедневной развивающей деятельности.
Дети-пятилетки уже весьма сообразительны и прекрасно умеют повторять за взрослыми, воспроизводить даже очень сложные действия. Действительно, задания на артикуляцию подчас могут быть весьма тяжелыми. Мы исключили все самое сложное и оставили только те упражнения, которые просты в исполнении и в то же время весьма эффективны. Они будут отличной тренировкой и для деток с ОНР.
Времени для разминки понадобится не больше 15 минут. Все упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, имеющим некоторые нарушения в дикции.
Предложим еще забавные и эффективные речевые игры для детей 5-6 лет для правильной постановки звукопроизношения:
К слову сказать, пение весьма полезно для обучения правильной речи. Любая любимая песня окажется кстати. Многие детки очень любят песни вроде «Во поле березка стояла» или «Жили у бабуси два веселых гуся». Они станут отличными помощниками, ведь там происходит плавное растягивание звуков, а для коррекции произношения – это отличная вещь. Не зря в детских садах в образовательную программу, обязательно включаются музыкальные занятия, правда они не исключают деятельности логопеда, присутствующей там же.
В детских садах, как правило, проводятся игры по логопедии, которые делятся на 2 основных типа:
Такие занятия необходимы в каждом дошкольном учреждении, но правда бывают не повсеместно. Ближе к школьному возрасту занятия по логопедии становятся обязательными, ведь идет подготовка к школе. Прекрасной тренировкой станут распевки. Вроде бы и песни, но не простые. Звуковое произнесение происходит вместе с совершением определенных действий.
Хорошая игра «Летящий самолет». Малыши хором изображают звук летящего самолета: «Уууууу!». При этом для убедительности следует расправить руки-крылья. Командуем:
Позанимайтесь с микрофоном. Попробуйте показать детям, как меняется громкость звука, когда мы то приближаем, то отдаляем микрофон.
Помните, что большинство проблем решаемо. Главное – не запускать и не сбрасывать все на самотек, а заниматься и развиваться, тогда даже диагнозы вроде ЗПР или ЗПРР не будут казаться такими уж страшными.
Кроме родителей, готовых самостоятельно найти массу недостатков у своего кровинушки, есть и такие, которые наоборот не замечают очевидного. В пять лет ребенок должен уметь свободно и связно излагать свои мысли. Путать слоги в словах в этом возрасте недопустимо.
Приведем ряд диагнозов, постановка которых часто очень пугает родителей:
При постановке одного из диагнозов следует как можно скорее обратиться за помощью к специалистам, ведь чем раньше будет начат процесс лечения, тем быстрее и эффективнее произойдет реабилитация. Запущенность может произойти в любом виде заболевания, поэтому не откладывайте начало терапии.
Любящие родители должны в первую очередь создать для ребенка положительную и спокойную внешнюю среду, а также заняться поиском толковых врачей. Здесь, скорее всего, понадобится логопед и невролог. Ниже мы приведем небольшой список дидактической литературы, которая может оказаться весьма полезной при корректировочных упражнениях с ребенком.
Когда у кого-то в семье имеются речевые дефекты, под рукой и на полках обязательно должны быть дидактические тематические книги. Грамотные авторы предлагают комплексы уроков для логопедических игр, которые будут весьма полезны.
Логопедические упражнения для детей помогут развить правильную речь, важнейшую форму общения. Ребенок учится говорить, слушая речь взрослых. Артикуляцию обеспечивает сложенная работа мышц языка, глотки, гортани, неба, дыхательной мускулатуры. Отклонения слуха, даже минимальные, могут усложнять этот процесс.
К 4-5 годам у большинства детей формируется достаточно правильное, чистое произношение, все реже наблюдается уменьшение слов. К концу пятого года ребенок чаще всего способен выговаривать все звуки своего языка, хотя иногда возникают сложности с шипящими и «р». Но некоторые малыши испытывают трудности в произношении отдельных звуков. Родителей беспокоит, как помочь крохе, и может ли все пройти без вмешательства. К сожалению, обычно этого не происходит, нужны специальные занятия.
Чтобы проблем с речью не возникало, с первых месяцев важно развивать мелкую моторику малыша. Отделы головного мозга, которые отвечают за эти функции, расположены довольно близко и тесно взаимосвязаны. Различные положительно влияют на то, как ребенок будет говорить.
Полезно делать массаж пальчиков и ладошек, предлагать для изучения предметы, отличающиеся материалами и фактурами. Хорошо для развития подходит совместное рисование, в том числе пальчиковыми красками, или теста, нанизывание бусин, пазлы, мозаика, различные шнуровки, конструкторы. Также большое значение имеет общение старших с малышом. Важно с первых недель жизни разговаривать с ним, рассказывать стихи и сказки, проговаривать свои действия.
Чтобы заняться исправлением нарушений речи крохи 4-5 лет, начать необходимо с определения, какие именно звуки малыш не может выговорить. Для этого необходимо последовательно ему показывать картинки, чтобы ребенок называл слова. Нужный звук должен находиться в разных частях слова: в начале, середине, конце. После того, как будут выявлены проблемные звуки, можно начинать с ними работать. Делать это следует с каждым по отдельности, от легких к более сложным.
Чтобы ребенок 4-5 лет научился правильно говорить, сначала необходимо работать над произношением отдельных звуков, а не слов. Важно правильно объяснить малышу, как должен быть расположен язык и губы. Ему будет проще понять и выполнить указания, если давать их в игровой форме. После того, как у крохи будет получаться, необходимо вводить выученный звук в повседневную речь. Это процесс часто небыстрый и может занять не один месяц. В это же время следует приступать к работе над следующим звуком.
Занятия необходимо начинать с особой разминки для языка и губ. Делают ее сидя, в таком положении у ребенка спина выпрямлена, а тело расслаблено. Важно, чтобы он видел лицо взрослого и свое лицо. Так он сможет контролировать правильность выполнения. Поэтому проводить зарядку нужно перед зеркалом достаточного размера.
После того, как выбрано правильное место, взрослый, применяя игровые приемы, рассказывает, какое упражнение сейчас надо будет делать. Затем он показывает его, а малыш повторяет. Взрослый контролирует процесс, если надо, помогает с помощью маленькой ложки, чистого пальца или другого предмета.
Упражнения могут быть такими:
После того, как гимнастика выполнена, можно переходить к постановке звуков. Как правило, чаще всего проблемы возникают с «р». Очень многие карапузы не могут справиться с этим сами и в срок до 5-6 лет. Чаще всего дети или пропускают этот звук, или заменяют его другим. Поэтому родители должны помочь им, для этого существуют специальные логопедические приемы.
Хотя большинство упражнений родители могут сами делать со своим ребенком, консультация у логопеда желательна. Нередко проблемы с речью, и особенно с этим звуком, у детей 4 и 5 лет возникают по физиологическим причинам. Например, дело может быть в недостаточно развитой уздечка, из-за которой язык не достает до неба. Это может определить только и специалист, он же даст рекомендации для исправления ситуации: назначит массажи или хирургическое вмешательство.
Чтобы проверить, как кроха справляется с этим непростым звуком, следует попросить его порычать, затем — произнести слова, в которых «р» присутствует. Если у него не получается одиночный звук, то ставить нужно именно его. Если же проблема возникает только с целыми словами, то прорабатывать слоги. Для некоторых упражнений применяют особый шпатель, который можно купить в специализированных магазинах. Действовать им следует аккуратно, но уверенно.
Занятия чаще всего состоят из ряда упражнений.
Шипящие начинают ставить с «ш», на основе чего в дальнейшем получается «ж». Для этого ребенок произносит слог «са», плавно поднимая язычок к основанию зубов. Когда возникает шипение, взрослый с помощью зеркала помогает запомнить этот момент. Затем малыш дует и добавляет к выдоху «а», так что получается слог «ша».
Ребенок проговаривает «са», а взрослый шпателем устанавливает язык в желаемое положение. После нескольких проб он проверяет, может ли малыш сам ставить язык правильно. После освоения этого звука можно изучить «ж», включая голос во время произнесения.
Чтобы поставить «щ», обычно используют «с». Ребенок произносит «си», протягивая шипящий компонент, а взрослый шпателем сдвигает язык назад, приподнимая его. Звук «ч» ставят через «т», слог может быть как прямым, так и обратным. Малыш выговаривает его с заметным выдохом на согласной. Взрослый с помощью шпателя отодвигает кончик языка назад.
Дети любят подражать взрослым, поэтому старшие обязательно должны показывать, как правильно выполнять упражнения. Малыш должен видеть лицо взрослого, мимику и движения губ. Для ребенка 4 или 5 лет важно, чтобы заниматься было интересно. Родителям следует разнообразить занятия, дополнить их элементами веселой игры. Для крохи речевые упражнения - большой труд. И если он будет приносить удовольствие и положительные эмоции, то гораздо проще будет достичь успеха.
Ирина Сидоренко
Логопедическое занятие для детей 5–6 лет по дифференциации звуков [Р]-[ Л]
дифференциация звуков Р-Л в речи.
1. учить различать звуки Р-Л на слух и при произношении: в словах, фразах, связной
2. развивать абстрактное и логическое мышление;
3. упражнять в согласовании существительных в форме предложного падежа с
прилагательными, активизировать в речи детей прилагательные, обозначающие
цвет и форму;
4. развивать пространственную ориентировку, моторику рук;
5. вспомнить и повторить сказки;
6. воспитывать чувство доброты, сочувствия, приучать заботиться о тех, кто слабее
или попал в беду;
7. вызывать эмоциональный отклик на сказку;
1. Звучит тихая, таинственная музыка.
Логопед: Проходите, проходите,
Очень рада видеть вас.
В путешествие по сказкам
Приглашаю вас сейчас.
Все поближе подойдите,
Свои глазки покажите.
Путь нам предстоит не близкий. Сначала мы полетим на самолёте: взлетаем (л-л-л) (дети, вытянув руки в стороны, бегут за логопедом, произнося звук л-л-л,
приземляемся (приседают, опустившись на одно колено).
А теперь продолжим путь и садимся на машины (дети рассаживаются на стульчики-
машины, заводим двигатель (р-р-р).
Ребята, неужели мы заблудились? Где же она? Эта волшебная страна сказок?
Входит волшебник с волшебными шарами.
Логопед: К нам пришёл волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Он руками замахал,
Сказки все заколдовал.
Но пришли друзья – детишки,
Озорные шалунишки,
Стали думать и решать:
Как нам их расколдовать.
Чтоб заклятье злое снять,
Нужно все загадки разгадать. (в воздушных шарах загадки)
2. Логопед берёт шары у волшебника.
1 шар На сметане мешён,
На окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок
Покатился (колобок)
Выкатывается колобок, за ним лиса идёт (девочка в костюме)
Какой звук слышен в слове колобок? Л или Р? В слове лиса?
Лиса: Поиграй со мной в хитрую игру, тогда я тебя не съем.
Логопед: Ребята, помогите колобку.
Игра «Подскажи словечко»
Лиса: Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а (лук)
Как бы мне пошла корона, важно каркает (ворона)
Захотела кошка спать, вот и лезет на (кровать)
Не послушал зайка папу, отдавили зайке (лапу)
На бахче у нас растёт, как разрежешь – сок течёт,
Свеж и сладок он на вкус, а зовут его (арбуз)
Под соснами, под ёлками лежит мешок с (иголками)
Колобок: Спасибо, ребята, вы спасли меня от хитрой лисы. Покачусь дальше.
2шар Круглый бок, жёлтый бок –
На грядке вырос колобок.
К земле прирос он крепко.
Что же это? (репка)
Логопед: Какой звук слышен в слове репка? Давайте вспомним, кто помогал деду
вытаскивать репку из земли?
(на столе выставляются персонажи кукольного театра: дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка, репка).
Эта сказка о дружбе, о взаимопомощи, трудолюбии.
Потешки о дружбе (шуточные)
Корка дружит с крошкой, а вилка с ложкой. Почему?
Король дружит с троном, а слуга с поклоном.
Крыса дружит с норкой, а лавка с полкой.
Рыбак дружит с рыбкой, а клоун с улыбкой.
Арбуз дружит с грушей, а Володя с Лушей.
Ребята, а какие пословицы о труде, о дружбе вы знаете?
Один в поле не воин.
Труд человека кормит, а лень портит.
Дружба в делах помощница.
Человек без друзей, что дерево без корней.
3 шар Она красива и мила. А имя её от слова «зола». (Золушка)
Выходит Золушка (девочка в костюме)
Золушка: Во дворце сегодня бал,
Всех король туда позвал.
Но мачеха сказала:
Если хочешь на балу танцевать.
Работу нужно выполнять.
Логопед: Какую работу поручила тебе злая мачеха? Ребята, поможем золушке?
Игра «Яблоки и груши».
Собрать фрукты в 2 корзины.
Яблоки и груши с наклеенными картинками со звуками Р-Л.
4 шар У отца был мальчик странный
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка, вот вопрос? (Буратино)
(Звучит песня «Буратино»)
Физ. Минутка (проводит мальчик в костюме Буратино)
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Логопед: Деревянный Буратино Карабаса победил.
Дверь в каморке под картиной золотым ключом открыл.
А вот и картина (на ней изображены предметы со звуками Р-Л)
Игра «Кто отыщет больше предметов со звуками Р-Л»
1 команда «Буратино», слова со звуком – Р
2 команда «Мальвина», слова со звуком – Л
За каждое правильно названное слово логопед даёт детям золотой ключик.
Чья команда наберёт больше золотых ключиков, та и выигрывает.
5 шар Что за домик этот странный,
Небольшой и деревянный?
Там живут комар, лягушка,
Ёж, лиса и мышь-норушка.
Крепко заперли замок.
Что за домик? (Теремок)
Логопед надевает на детей шапочки-полумаски
Драматизация сказки «Теремок»
Дети хором: Терем, терем, теремок.
Звери строили домок
Ставенки резные, двери расписные.
Логопед: Пришёл медведь,
Принялся реветь:
Медведь: В теремок пустите, двери отворите!
Логопед: Выходили звери
Отворяли двери.
Смотрят на мишку
Дети хором: Велик ты слишком!
Теремок сломаешь!
Зверей распугаешь!
Уходи медведь!
Перестань реветь!
Логопед: Обиделся мишка, забрался на крышу и рассыпался теремок, разбежались звери кто куда.
Игра «Построй домик»
Логопед: Ребята, поможем зверушкам построить новый теремок?
Фигуры: треугольники, прямоугольники и квадраты (кирпичики)
Л – голубого, белого, жёлтого цветов
Р - розового, красного, чёрного, оранжевого цвета.
6 шар Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её. (Красная шапочка)
Песня про Красную шапочку в записи.
Логопед: Идёт Красная шапочка по лесу, несёт гостинцы своей бабушке и
распевает песенки. А за ней волк! Услышал он голос девочки, притаился за деревом.
Игра «Волк и красная шапочка».
Красная шапочка: Ребята, попробуйте повторить
Ра-ра-ра - у мышонка дом - нора.
Ро-ро-ро – у Мальвины друг – Пьеро.
Ру-ру-ру – затевали мы игру.
Ры-ры-ры – летели комары.
Волк: Я тоже так могу, а вы ребята, сможете
Ла-ла-ла – на полу лежит метла.
Лу-лу-лу – я танцую на балу.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Лы-лы-лы – подметали мы полы.
Красная шапочка и волк: Молодцы, ребята.
(Под музыку герои уходят)
7 шар Рыбка не простая
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет (Сказка о рыбаке и рыбке)
Вносим банку с плавающей «золотой» рыбкой.
Здравствуйте, дети.
Я рыбка золотая, желанья исполняю.
Но прежде, выполните моё задание.
Попробуйте быстро и правильно повторить скороговорку:
Рыбку ловит рыболов,
В речку весь уплыл улов.
Рыбка: Молодцы, ребята, а это вам угощение от меня, за ваше старание.
Итог:
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие по стране сказок. Вам понравилось?
Все загадки разгадали,
Все препятствия прошли.
На прогулку собирайтесь,
И с гостями попрощайтесь.
Литература: И. Г. Сухина "Весёлые скороговорки для "непослушных" звуков",
Л. Н. Смирнова Играем со звуками (речевой дидактический материал)
Интернет ресурсы: http://zagadaj-ka.ru/subjects/,
http://allforchildren.ru/kidfun/fastspeak1.php
Конспект занятия в логопедической группе «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)
Дунаева Лилия Григорьевна, учитель – логопед ДОУ №287 г. ДонецкаХод занятия
Логопед: Логопед:
Постараемся красиво рассказать чистоговорки.
Дети
(по очереди):
Раз - шептались две подружки.
Два - кукушка на опушке.
Три - ношу в шалаш игрушки.
На четыре - мою ушки.
Пять - купили Даше шашки.
Шесть - покушай пшённой кашки.
Семь - в лукошке две картошки.
Восемь - крошки на ладошке.
Девять - штопаем башмак.
Десять - шире держим шаг.
Логопед:
Молодцы. Садитесь поудобнее, будем вместе рассказывать сказку «Маша и медведь». В одной деревушке, в бревенчатой избушке у дедушки и у бабушки жила-была внучка …
Дети:
Машенька.
(На магнитной доске картинки: избушка, Машенька)
Артикуляционная гимнастика
Утром Машенька проснулась и улыбнулась («улыбка»).
Поиграла на дудочке, потом опять улыбнулась («улыбка» - «трубочка»).
Пошла Маша завтракать, взяла ложку («ложечка»).
Взяла чашку («чашечка»).
Достала вкусное варенье («вкусное варенье»).
Позавтракала Машенька и пошла качаться на качелях («качели»).
А потом Машенька играла в мяч («катание шарика»).
Пальчиковая гимнастика
Солнце с неба посылает (ритмично скрещивать руки над головой)
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет (плавно покачивать руками)
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает (ритмично потирать щёки)
Щёчки, щёчки, щёчки.
А весной на носик ставит (ритмично постукивать по носу)
Точки, точки, точки.
Золотят веснушки деток,
Очень нравится им это (указательные пальцы поставить в уголки губ).
Звук и буква –Ж. Путешествие в сказочный лес. Старшая логопедическая группа
Вялкова О.В.
Учитель-логопед НДОУ «Детский сад №45» ОАО «РЖД»
Цели:
Закрепить правильное произношение звука -Ж-.
Формировать навыки деления слов на слоги.
Развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза.
Обогащать словарный запас.
Упражнять в словообразовании.
Вызывать интерес к языку на основе упражнений по интонационной окраске фразы.
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, умение слушать товарища.
Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
Оборудование:
Схемы согласных звуков.
Схемы, обозначающие место звука в слове: в начале и в середине слова.
Символы-кружочки, обозначающие гласные (красные) и твердые, мягкие (синие, зеленые)согласные звуки.
Домики для слов разного слогового состава.
Картинки для крепления на фланелеграф: дом и домик, два человечка большой и маленький, пирог, пирожок, сапог, сапожок, флаг, флажок, утюг, утюжок, кружка, кружечка, ложка, ложечка, жаба, ежик, уж; насекомые различного слогового состава: жук, шмель, паук, муха, муравей, бабочка; знакомые детям буквы (Ж,А,Б,А)
Предметные картинки: желуди, журавль, желе, жемчуг, жуки, ножницы, ежевика, дождик, пружина;
художник, лыжник, книжная полка, лежащий кот.
Фланелеграф, наборное полотно.
Ход занятия.
Орг. момент.
Дети встают в круг.
(Психоэмоциональный настрой)
Логопед. Поздоровайтесь друг с другом,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг,
А теперь соседу справа
Ты улыбку передай,
Утра доброго желай,
С нами в сказку приглашай.
Дети садятся на стульчики полукругом.
Введение в тему.
Логопед. Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку. Узнаем о приключениях маленьких лесных жителей и будем им помогать. Но попасть в сказку сможет тот, кто правильно услышит нужный звук. Послушайте, какой звук часто повторяется в скороговорке:
Жук жужжит, а встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
(Дети. Звук -Ж-.)
Логопед. Правильно. А где можно услышать звук Ж?
(Дети. Жужжит пчела, жужжит юла, электродрель, мотор машины жужжит, пила жужжит и т.д.)
Логопед. А что вы знаете о звуке Ж, он какой?
(Дети. Он согласный, звонкий и всегда твердый.)
Основная часть.
Логопед. Я вижу, что вы готовы к путешествию в сказку, где живет звук -Ж-.
Сейчас — поворачиваемся вокруг себя и говорим волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
В сказке очутились мы опять.
Будьте внимательны, ответы на все вопросы вы должны придумывать со звуком Ж.
Логопед рассказывает сказку, по ходу сказки дети отвечают на вопросы.
На фланелеграф крепятся картинки домик, жук и уж.
Логопед. Жили-были Жук и Уж. Однажды Жук говорит Ужу:
Какая-то у нас крыша темная, старая. Вот бы покрасить ее в яркий веселый цвет.
Покрасить можно,- говорит Уж,- только какой краской?
Как вы думаете, какой краской они могут покрасить крышу, чтобы в названии
был звук Ж?
(Дети: желтой, оранжевой)
Логопед продолжает.
Конечно лучше желтой, сказал Жук.
Но у нас нет желтой краски,- сказал Уж.
Ну тогда оранжевой,- сказал Жук.
И оранжевой нет, сказал Уж.
Тогда надо идти к Жабе, у неё много всякой краски.
А надо сказать, что Жаба ничего никому не давала. Значит она была какая?
(Дети: Жадная.)
А где живет Жаба?- спросил Уж.
Точно не знаю. Где-то в лесу, у большой лужи.
Ладно, пошли, а дорогу у кого-нибудь спросим.
И пошли Жук и Уж искать Жабу.
Упражнение на фонематический слух и фонематическое восприятие.
На наборном полотне картинка — ёжик, схемы обозначающие место звука в слове: в начале и в середине;
на столе предметные картинки: желуди, журавль, жемчуг, желе, жуки, ножницы, ежевика, дождик, пружина;
художник, лыжник, книжная полка, лежащий кот,
Логопед продолжает. Красиво в лесу, цветы цветут, пчелки жужжат. Видят, сидит Ёжик и делает задания, которые ему задали в Лесной школе.
Стали они спрашивать у Ёжика дорогу к жилищу Жабы. А Ежик говорит:
Поможете мне выполнить задания, тогда и я вам помогу.
В первом задании надо услышать, где спрятался звук -Ж в слове -
в начале, или в середине и поставить картинку к нужной схеме?
(Дети по одному выходят, выбирают картинку, проговаривают слово, определяют место звука Ж в слове (Например: Это пружина, в этом слове звук -Ж- в середине.) и ставят картинку к нужной схеме).
Логопед. А во втором задании,- сказал Ежик,- надо отгадать слова, в них должен быть звук -Ж- и поставить нужную картинку.
*Как называется профессия человека, который рисует картины? (художник)
*Спортсмен, бегущий на лыжах. (лыжник)
*Полка для книг, какая? (книжная)
*Как можно назвать ленивого кота, который любит лежать на боку? (лежебока)
(Дети называют слова и ставят нужные картинки на наборное полотно).
Вот спасибо друзья, какие вы сообразительные.
Упражнение на словообразование.
На фланелеграф крепятся дом и домик и два человечка большой и маленький.
Перед фланелеграфом на столе картинки: пирог — пирожок,
сапог - сапожок, флаг - флажок, утюг - утюжок, ложка - ложечка, кружка - кружечка.
Никак братья не помирятся, потому что не могут разобрать свои вещи. Жук и Уж стали спрашивать дорогу к жилищу Жабы. А братцы и говорят:
Сначала помогите нам вещи разобрать, а уж мы в долгу не останемся.
Дети, давайте поможем нашим друзьям поделить предметы, какие большому, а какие маленькому братцу.
(Дети крепят картинки, называя слова:
-Большому брату - пирог, маленькому — пирожок, сапог - сапожок, флаг - флажок, утюг - утюжок, ложка -ложечка, кружка — кружечка)
Логопед.-Ребята, назовите предметы маленького братца.
Какой звук появился в названии каждого маленького предмета?
(Дети проговаривают «маленькие» слова и определяют, что в названиях появился звук Ж)
Логопед. Молодцы! Вы помогли помириться братьям, и они показали дорогу нашим друзьям.
Формирование навыков деления слов на слоги.
На фланелеграфе три домика для слов разного слогового состава.
На столе картинки разного слогового состава с изображением насекомых: жук, шмель, паук, муха, муравей, бабочка;
Логопед. Идут Жук и Уж дальше, смотрят, на полянке 3 домика. На первом домике нарисованмак , и одна короткая полоска, на втором - ландыш , и полоска разделена на две части, а на третьем — ромашка и полоска разделена на три части. Ребята, как вы думаете, что это значит?
(Дети дают свои ответы с пояснением: в слове МАК - один слог, ЛАНДЫШ - два слога,
РОМАШКА - три слога.)
Логопед. Ребята, посмотрите, возле домиков ползают разные насекомые, они никак не могут найти свои домики. Стали у насекомых Жук и Уж спрашивать дорогу к жилищу Жабы, а насекомые говорят:
Помогите нам наши домики найти, тогда укажем вам дорогу.
Дети, давайте поможем насекомым найти свои домики. Надо определить, сколько слогов в названии каждого насекомого и поместить их в нужный домик.
(Дети определяют количество слогов в слове и, комментируя, крепят картинки в нужный домик.
Примерные ответы детей:
Жук, (шмель)- В этом слове 1 слог, он живет в домике, где нарисован мак и одна полоска.
Муха, (паук) - 2 слога, живет в домике с ландышем и двумя полосками.
Муравей,(бабочка) - 3 слога, живет в домике с ромашкой и тремя полосками.)
Очень обрадовались насекомые и решили поиграть.
Дружно пальчики считаем - насекомых называем.
Сжимают и разжимают пальцы.
Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.
Поочередно сгибают пальцы в кулачок,
Начиная с большого.
Это кто же тут жужжиит? Ой, сюда пчела летит! Прячьтесь!
Дети приседают, делая ладонями «домик» над головой.
Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
На фланелеграф крепятся картинки: жаба, лужа, домик,
На столе буквы: А, Ж, А, Б и символы-кружочки, обозначающие гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
Логопед. Идут Жук и Уж и видят большую лужу, а возле нее сидит Жаба.
Поздоровались наши друзья с Жабой и вежливо попросили у нее желтой краски. А она отвечает: «Не дам! Жалко краску. Вот если только поможете мне.
Была у меня надпись на домике «ЖАБА» и рассыпалась, а собрать я не могу.»
Дети, давайте поможем нашим друзьям починить надпись..
(Дети по одному, комментируя, крепят буквы на домик, составляя слово ЖАБА.)
Логопед. Чтобы домик был красивый, давайте под каждой буквой поставим символ звука.
(Дети делают звуковой анализ слова с выставлением символов-кружочков, комментируя свои действия: Первый звук -Ж- он согласный, всегда твердый, обозначаем синим цветом. Второй звук -А-, он гласный, обозначаем красным цветом. и т.д.)
Логопед. Ребята, а какой кружок у нас остался? И почему?
(Дети. Остался зеленый кружок, потому что в слове ЖАБА нет мягкого согласного звука).
Логопед. Молодцы! Жаба очень довольна, что ее домик стал такой красивый и даже подобрела. «Ладно, сказала она,- дам я вам ведерко желтой краски».
Работа над интонацией.
На фланелеграфе крепится домик Жука и Ужа с желтой крышей.
Логопед. Радостные Жук и Уж вернулись домой покрасили крышу желтой краской, сели на крылечко и решили поиграть - стали придумывать про Жабу предложения и по разному их произносить. Давайте тоже придумаем.
(Дети придумывают разные предложения. Логопед выбирает одно(например , Жаба живет возле лужи. ) и предлагает произносить с разной интонацией: грустно, вопросительно, радостно).
Итог.
Логопед. Понравилось вам путешествие? Какие задания мы помогли выполнить нашим друзьям? (Ответы детей)
Наши сказочные герои решили вас отблагодарить за помощь. Наступила весна, снег тает, и они дарят вам первые весенние цветы, в их названии тоже есть звук -Ж-. Как они называются?(Дети. Подснежники.)
В качестве приза каждый ребенок получает картинку с рисунком подснежника.
Логопед. А теперь нам пора обратно в детский сад, в нашу группу.
Поворачиваемся вокруг и говорим:
Раз, два, три, четыре, пять - В нашей группе мы опять.
Логопед. Спасибо, дети, вы все молодцы.
Использование звуковых игр
В процессе развития фонематического слуха, фонематического восприятия, формировании навыков деления слов на слоги и звукового анализа и синтеза я использую речевые игры со сказочными героями: Словознайкин и Звукознайкин. Такие игры активизируют деятельность детей, создают благоприятный эмоциональный фон, вызывают интерес и пользуются успехом у детей старшего дошкольного возраста.
Словознайкин прочитал много книг, знает много стихов, загадок, поговорок, знает все о словах, может объяснить значение всех незнакомых слов. А еще он придумал разные интересные игры, в которых научит нас делить слова на слоги и записывать их с помощью схем. А Звукознайкин знает все о звуках, правильно и красиво говорит. Он придумал игры со звуками.
Игры Словознайкина.
«Нарисуй слова»
Цели: Упражнять детей в умении делить слова на слоги и определении ударного слога.
Оборудование : карточки, разделенные на две колонки. В левой колонке карточки вертикально расположены предметные картинки (3-4 штуки), названия которых содержат разную слоговую структуру. На правой стороне, напротив каждой картинки, дается образец- схема этого слова (разделенные на слоги с обозначенным ударением). Эта сторона карточки закрыта чистой полоской плотной бумаги.
Описание игры:
Перед началом игры уточнить с детьми, что такое слог, ударение, сколько может быть ударных слогов в слове.
Затем каждому ребенку дается карточка. Предлагается рассмотреть картинки на карточке, назвать их, определить количество слогов и ударный слог.
Игры Звукознайкина.
«Разбери слова по звукам»
Цели: Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
Развивать навык звукового анализа и синтеза слов.
Оборудование : карточки, разделенные на две колонки. В левой колонке карточки вертикально расположены предметные картинки (3-4 штуки). На правой стороне, напротив каждой картинки, дается образец- схема звукового анализа слова (гласные - красными, согласные твердые - синими, согласные мягкие - зелеными кружочками.) Эта сторона карточки закрыта чистой полоской плотной бумаги.
Описание игры:
Перед началом игры уточнить с детьми, какие бывают звуки. Каким цветом обозначаем гласные звуки? Твердые согласные? Мягкие согласные?
Затем каждому ребенку дается карточка. Предлагается рассмотреть картинки, назвать их. Затем, самостоятельно на чистой полоске карточки, напротив каждой картинки сделать звуковой анализ и записать схему.
После выполнения задания, дети убирают полоску, и проверяют по образцу, правильно ли выполнено задание.
Примечание : Для усложнения задания эти две игры можно объединить в одну.
Пичугина Г.А. Необычная поездка. «Логопед» №3, 2009г. Стихотворение в орг.моменте.
Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей. Речевые игры и упражнения №1 2006г.
Волина В.В. «Учимся играя». Новая школа. Москва 1994г.
(Звук -Ж- адаптированная сказка «Жадная жаба»)
Инновации в логопедическую практику. Сборник. Линка-Пресс. Москва 2008
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. Санкт-Петербург 2011г.
Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Москва 2002г.
Логопедические занятия с детьми 6-7 лет. Санкт-Перербург 2004г.
Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ш, Ж. Ярославль 1996г.
Репина З.А. Уроки логопедии. Екатеринбург.1999г.