Главная » Процедуры » Традиция наименования по отчеству. Почему нам так важно слышать свое имя? Ненавижу когда обращаются по отчеству

Традиция наименования по отчеству. Почему нам так важно слышать свое имя? Ненавижу когда обращаются по отчеству

Многие из нас сталкиваются в повседневном общении с такой проблемой - как именно следует обращаться к другому человеку? Причем, начиная с конца 90-х годов, всё чаще используется упрощенное обращение только по имени (без отчества). Как к этому следует относиться? Когда я учился в школе (сейчас мне 30 лет), то нам вдалбливали в голову, что к старшим надо обращаться по имени-отчеству и на "вы", а они, поскольку являются "старшими" по отношению к нам, имеют полное право не только обращаться к нам просто по имени и на "ты", но и используя при этом уменьшительные формы (к примеру, не Владимир, а Вова). Это должно было подчеркивать разницу в возрастной иерархии, хорошо знакомой с советского, да и с дореволюционного тоже, времен. Неважно кто ты и чего добился в жизни, обладаешь ли ты умом или какими-то положительными качествами, главное, что старших надо "слушать" и "уважать".

Последнее положение подразумевало также то, что в принципе любого человека и его личное достоинство уважать вовсе не обязательно, а лишь при условии, что этот человек значительно старше тебя или имеет определенную профессию/занимает некую должность. Особым почтением в нашей стране всегда пользовались начальники, чиновники, депутаты, а с недавних пор и священники (те же чиновники, только церковные) - их и вовсе зовут "отцами" и "батюшками", хотя Христос, как известно высказался на этот счет вполне определенно: "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос" (Мф 23:8-10).

Но если отвлечься от этой шелухи и попытаться решить проблему в, так сказать, идеальных условиях, то каким должно быть адекватное обращение к другим людям? Не возьмусь отвечать за всех, но для себя я выбрал следующую стратегию, состоящую из 7 простых правил.
1. Изначально я обращаюсь ко всем на "вы", кроме совсем маленьких детей (лет до 12).
2. Если ко мне обращаются на "ты", то я тоже перехожу на "ты", но если этот человек не вызывает у меня симпатии, то стараюсь минимизировать с ним контакт.
3. Ко всем, кто обращается ко мне просто по имени, я также обращаюсь просто по имени (без отчества), независимо от того, сколько ему лет и какое у него положение (исключение делаю лишь для немногих людей, которые мне, симпатичны и которым уже слишком много лет, чтобы они могли отвыкнуть от определенных стереотипов.
4. Ко всем, кто обращается ко мне по имени-отчеству, я также обращаюсь по имени-отчеству (если оно мне известно).
5. Обращение по имени-отчеству я использую лишь в деловой переписке и в публичном пространстве в определенных условиях, но в повседневном общении предпочитаю обращение по имени, но на "вы".
6. Уменьшительные формы имени допускаю только в общении с близкими людьми и друзьями.
7. Давно заметил, что любое панибратство быстро переходит в хамство и недопустимое нарушение личных границ, поэтому предпочитаю все же сохранять общение на "вы", пока не узнал человека лучше и не сблизился с ним.

Традиция наименования по отчеству

В авестийской традиции было принято добавлять к личному имени имена лучших предков, чтобы пробудить в себе их гены, стать продолжателем их дел. Этот обычай сохранился у нас в виде отчеств, которые связывают нас с предками, хранят воспоминания о них. Отчество обращается к прошлому, является хранителем накопленного в роду потенциала и представляет для нас некий фонд помощи и защиты предков. По отчеству мы определяем наших родителей.

Современные отчества являются отголосками древней традиции почитания предков, указывая на нашу неразрывную связь с ними. Эта традиция сохранилась на Востоке, но утрачена многими народами на Западе. А раньше и западные народы добавляли к личному имени родовые имена, которые постепенно превратились в фамилии. Отсутствие родового имени в наименовании человека нарушает преемственность поколений, отделяет потомка от предков и не позволяет ему нормально пользоваться накопленным в роду информационным багажом.

На Руси сохранилась древняя традиция, но мы сейчас пользуемся отчеством по имени отца, хотя раньше применяли и имена дедов, и имена лучших предков в роду. Поскольку в наше время у человека есть только одно отчество, оно взяло на себя всю нагрузку по осуществлению связи с предками. За всех наших предков в официальных документах теперь отвечает только один отец, поэтому на него возложена очень тяжелая миссия. Если у отца существуют проблемы, с которыми он не справляется, тогда отчество по отцу не может полноценно выполнять функции связи с предками, давать помощь и защиту рода.

В идеале отчество должно представлять наследственное родовое имя, которое передается потомкам от самого достойного в роду предка. Тогда оно пробуждает лучшие гены, лучшее наследие предков. Отголоски древней традиции сохранились в виде фамилий, образованных от личных имен предков. Однако отчество и фамилия осуществляют разные функции. Фамилия указывает на сценарий действий в обществе, заданный родоначальником и передающийся потомкам. А отчество выполняет функции помощи и защиты, помогает установить взаимосвязь с предками.

Современная форма наших отчеств с окончанием - вич берет свое начало от древних слов, указывающих на родственные взаимоотношения, принадлежность к одному роду, племени - родич, сородич, детич (ребенок, чей-то сын), братанич (сын брата), княжич (сын князя), радимич, кривич, вятич, дрегович (принадлежность к одному из славянских племен). Однако в Древней Руси отчеством с окончанием - вич могли называться только князья и бояре. Называя человека по отчеству, подчеркивали, что его предки занимали особое положение в обществе. Когда человека величали по отчеству, то тем самым определяли, что он является наследником родовых владений, т. е. отечества. Поэтому в официальных документах существовали сословные ограничения по употреблению отчеств с окончанием - вич.

В XVI веке был издан царский указ, где перечислялись привилегированные особы, которым позволялось именоваться отчеством с окончанием - вич, причем данное разрешение распространялось и на всех членов их семей. Всем же остальным запрещалось официально употреблять такие отчества, поэтому на имя царя подавали прошения разрешить именоваться с - вичем.

Большинство населения употребляли наименования по отцу или деду в форме с окончаниями - ов, - ев, - ин: Иван Васильев сын, Андрей Николаев сын. От этих отчеств образовались многие современные фамилии. Однако в быту не было жестких ограничений на формы отчества, поэтому в особо торжественных случаях с - вичем называли и простых людей.

До XVII века на Руси по наследству переходили только родовые вотчины князей и бояр. А земли, пожалованные царем дворянам за их службу, не передавались по наследству и были приравнены к родовым вотчинам только в XVII веке. После этого новые обладатели передаваемых по наследству земель стали подавать прошения с просьбой позволить им записываться наименованием по отцу с окончанием - вич, однако разрешение получали не все. В XIX веке царский указ постепенно стал нарушаться, и форма отчества с окончанием - вич получила распространение среди разных слоев населения. Тем не менее в деловых бумагах долгое время сохранялись сословные разграничения в форме отчеств. После 1917 года для всех граждан страны была установлена единая форма отчеств с окончаниями - вич, - евна.

Отчество должно быть помощником личного имени, компенсировать его слабые места, давать защиту, дополнять недостающую информацию. Поэтому наименование человека по имени и отчеству является полноценным, так как личное имя дополняется родовым. Личное имя определяет цель человека, его будущее, а отчество - прошлое. Отчество - это программа, связанная с родом, которая дает возможность получить родовое наследие, защиту предков. Поэтому важно, чтобы отчество гармонично дополняло имя.

В идеальном случае наиболее подходящее отчество должно подбираться среди имен достойных предков. Функции отчества может выполнить имя любого из достойных наших предков. Особенно важно воспользоваться такой возможностью, если отец отказался от ребенка или оказался преступником. В таком случае ребенок не обязан носить его имя, добавлять его к своему имени в виде отчества и тем самым пробуждать не самые лучшие гены. Нельзя называть ребенка отчеством по отцу, который от него отрекся, так как это может принести несчастья. Лучше тогда называться отчеством по деду.

В древности при выборе отчества использовали имя самого достойного предка, прославившего род. Добавляли также имена прямых предков в седьмом поколении по мужской и женской линиям, которые играли роль первопредков, символических Адама и Евы, для своего потомка. Причем для женщин особое значение имеют женские родовые имена. Женщины главным образом должны ориентироваться на материнскую линию, на имена самых достойных женщин в роду и на имя своей прапрапрабабушки, символически являющейся для них Евой. Мужчинам же надо больше опираться на отцовскую линию и на своего первопредка в седьмом поколении, играющего для них роль Адама.

Необходимо знать и время от времени поминать имена всех предков в роду, которые тоже представляют собой наши отчества, даже если они и не записаны в паспорте. Таким образом, и мужчинам, и женщинам желательно знать имена всех своих предков до седьмого колена, но при этом большее внимание женщинам надо уделять предкам по материнской линии, а мужчинам - по отцовской.

В настоящее время в социуме не принято называться родовым именем по женской линии. Раньше же на Руси про девочку говорили, что она дочь такой-то женщины, добавляли имя матери: Татьяна Марфина, Ксения Маринина и т. д., про мальчика - сын такого-то мужчины: Иван сын Васильев, Василий сын Петров. Со временем некоторые отчества перерастали в фамилии, передавались всем потомкам рода.

Если в роду были предки, обладавшие Хварной, тогда не существует барьера поколений, генетической преграды для того, чтобы потомку воспользоваться их именем. Может пройти хоть сто поколений, но имя благословенного предка поможет пробудить в потомке лучшие гены. Поэтому если в роду имеется какой-то особо выдающийся деятель, его имя может совершенно спокойно добавить к личному имени любой из его далеких потомков.

Особенно важно называть себя отчеством по имени знаменитого предка, если гороскоп потомка в чем-то соответствует гороскопу этого предка, воспроизводит какие-то важные показатели. В таком случае далекий предок будет незримо благословлять, помогать и вести своего потомка, а отчество будет незримым мостиком между ними.

Наше отчество дает нам связь с предками, которые выступают для нас в роли духов-хранителей.

Не все предки могут быть нашими хранителями и помощниками. Имена некоторых из них могут пробудить плохие гены. Например, сын знаменитого маньяка Чикатило пошел по стопам папочки, стал преступником. Отчество пробудило в нем самые худшие гены и вместо защиты подтолкнуло к пропасти. А если бы он получил отчество по более достойному предку в роду, то смог бы получить защиту предка и устоять перед искушением.

Поскольку у нас только одно отчество по имени отца, оно берет на себя огромную нагрузку отвечать за всех предков в роду. На нашего отца в таком случае падает колоссальная ответственность, с которой он не всегда справляется. В резерве у нас всегда имеются отчества наших первопредков в седьмом поколении, наших Адама и Евы, которыми можно воспользоваться в критических ситуациях. Поэтому важно знать имена предков и какую жизнь они прожили.

Если два прямых предка по отцовской и материнской линии в седьмом поколении были достойными людьми, то в критические моменты жизни они обеспечат потомку защиту на бессознательном уровне, помогут справиться с любой проблемой, выведут из любой безнадежной ситуации. Если же они серьезно грешили в жизни, тогда резервный фонд предков испорчен. Они могут сковать инициативу человека в кризисной ситуации, притянуть фатальные проблемы. Знание имен наших первопредков дает возможность отмолить их грехи и восстановить резервный фонд помощи рода.

Полное наименование по имени-отчеству всегда было принято употреблять в официальных и торжественных случаях. Оно подчеркивает значительность человека, дает возможность установить некоторую дистанцию в отношениях. Однако когда называют только по отчеству, забывая личное имя (Иванович, Петрович, Васильевна, Николаевна), т. е. когда отчество заменяет личное имя, это говорит, что окружающие не замечают индивидуальность человека. На первое место выходят не личные качества, а принадлежность к какой-то общности, коллективу, роду.

Замена отчеством личного имени указывает на огромное влияние родовой или общественной программы на судьбу. Такого человека не воспринимают отдельно от некой общности, коллектива. Ему не дают возможности быть самим собой, проявить свою индивидуальность. И в данном случае возможны два варианта развития событий, которые можно определить исходя из личного гороскопа.

В первом случае, когда человек настроен жить общественными ритмами и когда в его гороскопе имеются указания на возвышение, карьеру, получение власти, известности, популярности, тогда наименование окружающими людьми по отчеству свидетельствует о некой мифологичности его жизни. Все видят в нем не личностные качества, а в первую очередь ту роль, которую он играет в социуме. Например, вождя революции и первого главу Советского государства называли Ильичем, подчеркивая его неразрывную связь со всем коммунистическим эгрегором. Его жизнь превратилась в легенду, а подлинные факты биографии отошли на второй план, так же, как и личностные качества, о которых никто не хотел знать правду. Большинство населения страны не хотело думать о принесенных для воплощения фанатичной коммунистической идеи человеческих жертвах. Главным было то, что Ильич играл для большей части людей роль мудрого и заботливого правителя. Его так и называли: «наш родной, дорогой и любимый Ильич».

Называя человека только по отчеству и забывая его имя, мы тем самым подчеркиваем, что не хотим знать его настоящий облик, а склонны питаться своими иллюзиями и представлениями о нем.

Во втором случае, когда человек не настроен активно заявлять о себе в социуме, не строит амбициозных планов и в его гороскопе не имеется указаний на получение власти и славы, тогда наименование только по отчеству делает его полностью безликим. Но зато это позволяет ему скрыться за обезличиванием и уйти от ответственности за свои поступки. Очень часто только по отчеству любят называть друг друга алкоголики, бомжи, спрашивая: «Как тебя по батюшке?»

Отчество связано с прошлым, с тем, что уже было пройдено предками определенного человека. Поэтому когда его вместо личного имени называют только по отчеству, то лишают будущего и отправляют в прошлое, делая из него кармического второгодника. В данном случае начинает очень сильно работать наследственная программа, пробуждаются гены предков. И если в роду были серьезные проблемы, они начинают проявляться в жизни потомка.

Например, маньяка Чикатило все окружающие, в том числе и жена, называли не по имени Андрей, а только по отчеству, Романович. С одной стороны, это позволяло ему очень долго прятаться за безликим Романовичем, уходить от ответственности за свои преступления и сваливать вину на других. С другой стороны, наименование только по отчеству пробудило в нем тяжелую наследственную информацию, подтолкнуло на уровне бессознательного повторить грехи предков. А в роду у него были разбойники (дед сидел на царской каторге за убийство) и даже каннибалы (отец находился под подозрением в каннибализме во время голода). Отчество было для него мостиком связи с предками, пробудившим дурные гены и позволившим скрыться за обезличиванием.

Отчество ни в коем случае не должно заменять имя и употребляться отдельно от него. Имя и отчество - это, как машина и прицеп, а прицеп отдельно от машины ехать не может.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Развитие сверхспособностей. Вы можете больше, чем думаете! автора Пензак Кристофер

Наследственная (или семейная традиция) Наследственные ведьмы утверждают, что их традиция корнями уходит ко времени до вмешательства гарднерианского ведовства. Учение передавалось в изустной форме от одного члена семьи другому, и таким образом все посвященные

Из книги Календарь мудрецов древности до 2018 года. Узнай правду о любом человеке автора Зюрняева Тамара

Традиция фэн-шуй Энергии Вселенной представляют собой мощную, почти магическую силу Все, что существует во Вселенной, вибрирует и соединяется между собой благодаря этой силе.Каждый человек – это микровселенная, и от того, как он настроен на ритмы, вибрации Вселенной,

автора Глоба Павел Павлович

Древняя традиция «Имя дано человеку, чтобы он мог им свидетельствовать перед Господом. Имя дано человеку, чтобы другие знали о делах его. Имя - это ключ, открывающий дверь к сокровенному знанию о человеке». В зороастрийских текстах эти слова приписывают величайшему

Из книги Астрология имени автора Глоба Павел Павлович

Троичная формула наименования В наше время в официальных документах принято записывать три имени человека: фамилию, личное имя и отчество. Личное имя, которое мы носим, в большинстве случаев дают нам наши родители. В идеале это имя должно подбираться по гороскопу и

Из книги Астрология имени автора Глоба Павел Павлович

Суммарное число полного наименования Полное наименование человека в идеальном случае должно состоять как минимум из семи компонентов, но в настоящее время большинство из нас употребляют только 4 из них. Это наше официальное трехсоставное наименование, состоящее из

Из книги Тайна имени автора Згурская Мария Павловна

Западная традиция Имена в античной культуре. В своей семье греки при рождении получали только одно имя, фамилий же в современном значении этого слова, объединяющих весь род и переходящих по наследству от отца к сыну, в Греции не было. Не было и общепринятого списка имен, из

Из книги Тайна имени автора Згурская Мария Павловна

Восточная традиция Ближний Восток. Арабская (исламская) система имен считается одной из наиболее сложных среди других современных традиций именования: большинство арабов не имеют простого имени, состоящего из личного имени и фамилии, но обладают длинной цепочкой имен.

Из книги Язык символов [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Традиция Сказка принадлежит устной традиции, передававшейся из поколения в поколение. Поэтому трудно определить, когда возникли сказка и миф, а еще труднее говорить о возможных изменениях, которым они подвергались в течение истории. Тем не менее, можно смело утверждать,

автора

Римская традиция Далее Радциг переходит к исследованию «римской традиции». Вот, оказывается, как подразделяется эта традиция: «Первую ступень ее можно назвать верной действительности (как это устанавливалось? - Авт.), вторая уже делает некоторые уступки патриотическим

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Античность. Том 1 автора Постников Михаил Михайлович

История и традиция Интересен вопрос: как оказалось возможным столь длительное и массовое заблуждение историков? В этом отношении показательны замечания А. Древса о его споре с ортодоксами по поводу историчности личности Христа. По мнению Древса; легенда о Христе лишена

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 1 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Традиция В течение столетий Тибет оставался закрытым для иностранцев. До европейцев, равно как и до жителей других частей света, доходили лишь слухи и легенды об удивительной стране в Гималаях, где живут мудрые люди и сохраняются древние традиции.Одна из таких традиций –

Ученая традиция Дискуссии составляют сердце иудаизма. Евреи не только являются наследниками божественного откровения, но и представляют собой общину, объединенную вокруг постоянно развивающейся согласованной системы религиозных толкований. Принадлежность к иудаизму

Из книги Где взять энергию? Секреты практической магии Эроса автора Фратер В. Д.

Западная традиция Химическая свадьба в западной традиции соответствует в своем стремлении тому, что во внутренней алхимии даосизма практикуется как «единение Неба и Земли». Ее высшая ступень достигается с помощью аутоэротических приемов. Прежде всего потому, что

Из книги Интегральная йога. Шри Ауробиндо. Учение и методы практики автора Ауробиндо Шри

Тантрическая традиция До тех пор, пока человек не реализует не только статический аспект Всевышнего, но и его динамический аспект, он не сможет постичь подлинный источник всего сущего и равноценную реальность активного Брахмана. Шакти, или Сила Вечного, представляется

Повсеместность иноязычных заимствований в русском языке коснулась не только словарного состава, но и этикетных (не свойственных российскому народу) правил. В «Пятигорской правде» мы пытаемся с этим бороться, придерживаемся классических канонов, так как убеждены, что качественная газета с длительной историей должна быть достаточно консервативна.

Если же говорить об общей тенденции в СМИ, то необходимо заметить, что во второй половине 80-х годов наше отечество «потеряло» отчество. То есть средства коммуникации (телевидение, радио, газеты) стали называть людей на западный манер, только по имени и фамилии: не Юрий Алексеевич Гагарин, а Юрий Гагарин, не Борис Николаевич Ельцин, а Борис Ельцин, не Михаил Сергеевич Горбачев, а Михаил Горбачев. В настоящее время все СМИ используют эту усеченную форму: имя + фамилия. Странно слышать по телевидению и радио, как пожилых, заслуженных людей зовут исключительно по имени. В настоящее время триединство употребляется больше для идентификационных целей, чем в качестве уважения.

Традиция называть друг друга по имени-отчеству ведется у россиян испокон веков. Это дань уважения к человеку, часть русского речевого этикета. Используя только имя и фамилию, мы уподобляемся (как часто повторяет один мой старший товарищ) Иванам, не помнящим родства. Ведь с каким почтением в былые времена обращались к знаменитому древнерусскому богатырю Илье Муромцу, «свету Ивановичу». Отчество всегда возвышало русского человека.

Обычай называться по отчеству восходит к седой старине. По мнению исследователей, отчества стали появляться в XI - XII веках. Использование имени и отчества в дофамильный период изначально преследовало и практическую цель. Оно не только отражало уважение к памяти родителей, но и выступало юридически закрепленным знаком своеобразного права на имущественное, духовное и другое наследие от отца.

Трехчленное именование людей – имя, отчество, фамилия – является особенностью русского языка. Эта формула возникла в эпоху Петра I, потом распространилась на Украине и в Белоруссии, а затем и дальше, в других землях необъятной России.

Принятие в России триединства далеко не случайно: в свое время оно приобрело даже сакральный смысл – как православная христианская Троица (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой) была противопоставлена западноевропейской «двоице» (Богу Отцу и Богу Сыну).

Триединая модель (имя + отчество + фамилия) была принята почти всеми народами России и СССР. В России всегда было уважительное отношение к другим народам и их традициям: известно, например, что у прибалтов, жителей Кавказа и Крайнего Севера при внутринациональном общении употреблять отчество не принято. Имя отца указывается лишь в официальных документах.

Двуединая форма (пусть даже имя будет и полным), как показывают наблюдения, вызывает другое нарушение этикетного характера: обращение к собеседнику на «ты», тогда как называние его по имени-отчеству подталкивает к «вы». То есть в русском этикете все взаимосвязано: одно зависит от другого. С одной стороны, мы вроде бы избавились от излишнего чинопочитания (любопытно, что некоторые журналисты часто представляются только по имени, даже без фамилии! Когда спрашиваешь отчество, обычно слышишь: «У нас так не принято!» Кем не принято? Когда? Почему? – не понятно), с другой - обижаем многих людей.

Могут возразить, что в двуединой формуле (имя + фамилия) проявляется стремление языка к компрессии, но так ли это на самом деле? А может быть, данный факт – одно из проявлений «демократизации» и вульгаризации языка, смешения западноевропейского с нижегородским?

Слово «величать» в современном русском языке означает возносить, превозносить, прославлять, чествовать, а также называть по отчеству. В народном быту величанием называлась почесть, воздаваемая кому-нибудь либо тем, что его хвалят, перечисляя все его хорошие качества, либо тем, что называют его по отчеству.

Отчество — знак уважения…

Вглядываясь в прошлое, понимаем, что русская культура оставила нам прекрасную традицию — величать друг друга, оказывая этим уважение не только себе, но и нашим предкам. Величание — часть русского речевого этикета. «По имени называют, по отчеству величают», — говорит русская народная пословица.

Традиция называть друг друга по имени и отчеству ведется у россиян испокон веков. «Как тебя звать-величать?» — это выражение нередко встречается в народных сказках, сказаниях и былинах. С теплотой и гордостью называем мы богатырей и воинов, защитников земли Русской: Добрыня Никитич, Вольга Святославич, Микула Селянинович, с огромным почтением обращаемся к богатырю Илье Муромцу «свет Ивановичу». Древнерусских князей подчас величали не только по отцу, но и по деду и прадеду, так как древностью рода тогда особенно гордились.

В народных песнях эпитеты «отецкий сын», «батькова дочь» служат синонимами всякого рода доблестей, между тем как эпитет «неотецкий сын» значит то же самое, что невежа, человек без воспитания.

Языковеды А. В. Суслова и А. В. Суперанская в книге «О русских именах» утверждают: «У русских традиционное именование по отчеству включает элемент уважения к человеку, а обращение без отчества воспринимается как фамильярное, свойское или неуважительное».

Формально отчество — это указание на близкое родство, принадлежность к семье, глава которой называется определенным именем. В дофамильный период использование имени и отчества преследовало и практическую цель. «Оно не только отражало, — указывает лингвист С. И. Зинин, — уважение к памяти родителей, но и выступало юридически закрепленным знаком своеобразного права на имущественное, духовное и другое наследство».

Как знак уважения имя-отчество, согласно летописям XI века (по данным Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева), сначала возникло по отношению к князьям (князь Юрий Алексеевич Долгорукий, князь Изяслав Ярославич и другие), затем к именитым боярам, дворянам.

Иногда происхождение известного лица обозначалось именем не отца, а деда, например Юрий внук Святополч. В некоторых случаях отчество могло производиться не только от имени отца, но и от имени матери (иногда из-за незаконного происхождения ребенка).

…и знак сословной принадлежности

Исторически сложилось, что отчество разделилось на несколько разрядов. Холопы вообще его не имели. Просто знатные люди получали «полуотчество»: Пётр Осипов Васильев. Отчество же на -вич стало знаком принадлежности к сословной, аристократической верхушке.

Интересно, что суффикс -ич, согласно исследованиям доктора филологических наук В. И. Максимова и А. Л. Максимовой, участвовал в образовании и таких слов, как «Игоревич», «Владимирович», и таких, как «попович», «княжич». Эта общность словообразования неслучайна: и в том, и в другом случае суффикс указывал не просто на родство или отношение к главе семьи, но и на характер этого отношения. Это не только сыновья, но и наследники владетельных особ. Поэтому отчества на -вич (-ович) первоначально были сословно ограничены.

В XV столетии, как отмечает кандидат филологических наук М. В. Горбаневский, именование с -вич считалось особой привилегией: ими звались только князья. А незнатным людям такое право даровалось лично царем за особые заслуги. Так, в 1610 году царь Василий Шуйский в благодарность за содействие купцов Строгановых в присоединении Урала и Сибири к Московскому государству повелел Максиму и Никите Строгановым, их потомкам и потомкам Семена Строганова писаться с «-вичем» и даровал особое звание «именитых людей». В XVII столетии Строгановы были единственной купеческой фамилией, носившей это звание.

Начиная со времени правления Петра I, графа «отчество» становится обязательной во всех документах, а все высокопоставленные лица могут именоваться отчеством на -вич. Кроме того, вступает в силу официальное триединое именование (имя, отчество, фамилия). В этот период такая форма обращения, по мнению лингвиста Н. А. Петровского, «была особенностью именно русского языка и только потом распространилась на Украине и в Белоруссии, а затем и дальше, в других землях необъятной России». Обычай называть людей по отчеству не существовал у западных славян. Он закрепился только на славянском востоке и юге.

Разные формы отчества были законодательно закреплены при Екатерине II, что подтверждается ее «чиновной росписью». В неофициальных же ситуациях, в быту, русские люди именовали друг друга по именам и отчествам в такой форме, которая привычна нам и сейчас: величание на -ович, -евич, -овна, -вна, -ич, -инична не ограничивалось. Например, главных героев комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов называет Александр Андреевич Чацкий и Софья Павловна.

Когда говорящий хотел подчеркнуть особое уважение к человеку, выказать оттенок расположения, любви, отчество использовалось даже вместо имени: Ярославна в «Слове о полку Игореве», Савельич в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, Ниловна в романе М. Горького «Мать».

Не отрекаться от отца и Отечества

Невозможно не заметить родственности между словами отечество, отчество, отец. В древнерусских источниках не разграничивались по значению самостоятельные современные слова «отчество» и «отечество». Толкование их зависело от контекста: где-то они значили «родина, отечество», где-то — «происхождение, рождение», в иных текстах — «состояние отца, отцовство», в других — «отеческая честь, достоинство», «свойства отца», а иногда и «родовое владение, доставшееся по наследству от предков».

Значение «именование по отцу» впервые появляется в актовых текстах первой половины XVII века. Возрастает активность слова «отчество» в XVIII веке, хотя на протяжении всего столетия «отчество» и «отечество» по-прежнему взаимозаменяемы. Только в конце XVIII века за первым закрепляется значение «именование по отцу», а за вторым «родина, отчизна». «Но нужно сперва сказать его имя, отчество и фамилию. Его звали Саниным, Дмитрием Павловичем» (И. С. Тургенев «Вешние воды»).

Для разговорной речи XIX века было характерно выражение «по батюшке». «Как, бишь, ее зовут? — спросил Базаров. — Фенечкой… Федосьей, — отвечал Аркадий. — А по батюшке? …Это тоже нужно знать. — Николаевной». (И. С. Тургенев «Отцы и дети»). В настоящее время этот оборот отмечается как просторечный и иллюстрируется примерами из литературы XIX века. Выражение же «с отцы» в значении «именование по имени отца» ушло из языка.

В современном русском языке «наименование по отцу» мы называем отчеством. Отечеством в возвышенной, высокой, поэтической речи именуем ту страну, в которой человек родился и гражданином которой является. Однако, несмотря на некую разницу в значениях, слова «отечество», «отчество» остаются однокоренными, родственными. И в этом заложен глубокий смысл.

В широком смысле нас взрастила страна. В ней наши корни, наша душа. Нормы и правила жизни, моральные устои заложены здесь, в отчизне. В узком же смысле каждый из нас вышел из конкретной семьи, мы — дети определенного отца и носим его отчество. И отчество, и отечество — это наше происхождение, родовая связь, правила поведения, моральные устои и традиции. И отечество, и отчество мы не выбираем, они даны нам от рождения. Как и наши предшественники, мы, с одной стороны, гордимся своей страной (отечеством) и своим родом (отцами и дедами), а с другой стороны, стараемся прославлять свой род, свое отечество благими делами. В целом же отчество указывает не только на принадлежность к роду своего отца, но и на принадлежность именно к русскому Отечеству, к русской культуре и русской традиции.

Вовсе не случайно на Руси отчество образовывалось от имени отца. Именно муж считался главным в семье, кормильцем и защитником, он должен был полностью нести ответственность за свою семью, в том числе за детей, за их воспитание. Отчество говорило окружающим о том, кто воспитывал ребенка, отражая социальную составляющую его личности. Присвоение отчества по имени отца традиционно подчеркивает весь уклад семейной жизни, авторитет мужа, главы семьи, а в православной семье — главы малой Церкви.

В последние десятилетия мы наблюдаем тенденцию использования отчества только в сугубо официальных ситуациях. Отчество постепенно исчезает под воздействием английского языка и западной манеры общения. Российская пресса стремится к «демократизации» традиционного русского именования вне зависимости от возраста и общественного положения называемых и этим влияет на языковые привычки массовой аудитории.

Но надо ли нам отрекаться от наших корней, от той традиции, которая передается из поколения в поколение, от возможности величать друг друга, подчеркивая в обращении вежливое, уважительное отношение к человеку?!

Лингвисты на страницах специальных журналов все чаще поднимают эту проблему. «Нужна ли такая вольность в использовании русских отчеств? Вернее, в их системном неиспользовании?» — задает вопрос доктор филологических наук И. А. Королева. А доктор филологических наук М. Л. Грачев заключает: «Используя только имя и фамилию, мы уподобляемся Иванам, не помнящим родства». Трудно с этим не согласиться. В соответствии с правилами этикета именование по отчеству считается одним из важнейших требований нравственного отношения к людям, признание достоинства личности. В своей статье доктор филологических наук Н. И. Формановская делает следующий вывод: «…названный лишь именем и фамилией человек как будто лишается уважения, а текст оказывается противоречащим нормам культуры общения, правилам речевого этикета». Этот обычай, надо полагать, должен сохраняться и в обращении друг к другу православных людей, несмотря на правило во всех Таинствах Церкви называть только свое имя, полученное при Крещении.

Ирина Рокицкая


Полное собрание материалов по теме: если мужчина называет по имени отчеству от специалистов своего дела.

  • Все темы форума «Мы и мужчины» (120002)
    • Украинские СМИ: муж Ани Лорак переехал к любовнице, но изменяет и ей (64)
    • Бывший гражданский муж звезды «Холостяка» забрал у нее дочь (15)
    • Певец Данко не принимает участия в воспитании детей и отказывается платить алименты (132)
    • А Кличко знает? Папарацци запечатлели босоногую Хайден Панеттьери с другим мужчиной и без помолвочного кольца (29)
    • «Я чувствую, что его душа рядом»: история женщины, потерявшей любимого человека (72)
    • «Мне знакома смелость Эвелины, и я верю в разные формы любви»: Лена Ленина про «пары для пиара» и вероятный сценарий нового романа Бледанс (5)
    • Принц на железном коне: 53-летняя владелица мебельных магазинов выходит замуж за байкера (18)
    • Алика Смехова рассказала о потере ребенка и изменах второго мужа (50)
    • Звезда «Бригады» Павел Майков увел невесту у лучшего друга (12)
    • К черту любовь! Самые некрасивые расставания звездных пар (16)
    • «Он пытается мне отомстить и раздавить»: Кержакова ответила Рудковской, вставшей на защиту ее мужа (14)
    • Мой мармеладный! Как выйти замуж за кондитера (5)
    • Канье Уэст подтвердил, что Ким Кардашьян собиралась с ним развестись (15)
    • Житель Новокузнецка застрелил экс-жену и забаррикадировался вместе с заложниками (11)
    • Давай красиво! Как покорить самых завидных женихов сборной России по футболу (16)
    • Реальные причины, по которым мужчин на самом деле привлекают женщины старше (75)
    • Звезда «Женской лиги» вспомнила, как бывший муж избивал ее и выкрал дочь (6)
    • Лера Кудрявцева: «Алена Свиридова не хочет выходить замуж за молодого возлюбленного, считая, что штамп в паспорте ничего не решает и даже вредит» (16)
    • Для аргентинских футболистов и болельщиков составили памятку по соблазнению россиянок во время ЧМ (108)
    • Ирония судьбы: девушка вышла замуж за мужчину, которого перепутала со своим другом (13)


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта