Хочешь все успевать и при этом находить время для полноценного отдыха?
Придерживайся нескольких простых правил:
В кратчайшие сроки.
Часть 1
Основные шагиБудьте внимательными в классе. Лучшее, что вы можете сделать для улучшения оценок - это сконцентрировать внимание на новой информации. Очень легко отвлечься, когда преподаватель рассказывает что-то, что вам не интересно, но вы все равно должны быть внимательны. Слушайте, что говорит преподаватель, а также конспектируйте информацию и задавайте вопросы.
Конспектируйте урок (лекцию) . Конспектирование - отличный способ улучшить оценки. Конспекты пригодятся вам в дальнейшей учебе. Более того, они служат доказательством того, что вы серьезно относитесь к учебе. Не записывайте все, что говорит преподаватель, но кратко записывайте основную информацию (самые важные вещи можно записывать более подробно).
Задавайте вопросы, если материал урока вам непонятен (неважно, излагает ли этот материал преподаватель или вы прочитали его в учебнике). Умные люди не становятся умными моментально - они учатся и задают вопросы, если им что-то непонятно.
Перекусывайте в течение дня. Вы не сможете сконцентрировать внимание на изучаемых предметах, если вы голодны. Между уроками перекусывайте и пейте напитки, чтобы сконцентрироваться на уроках и лучше понять материал.
Выработайте собственный стиль обучения. У каждого ученика есть собственный стиль обучения. Некоторые люди запоминают материал лучше, когда они двигаются. Другим необходимо смотреть на визуальные материалы (картинки, карточки). Третьим нужно слушать (слова, музыку). Подумайте о том, что поможет вам быстрее и проще запомнить материал урока, и выработайте собственный стиль обучения.
Часть 2
Эффективное обучениеНачинайте учиться с первых дней занятий. Не ждите конца четверти (или семестра), чтобы выучить материал, а тем более не зубрите его непосредственно перед экзаменом. Вы не сможете понять и запомнить материал и, как следствие, получите плохую оценку. Зубрежка приводит к тому, что ученик (студент) не до конца уясняет предмет или понимает его неправильно. Лучше всего повторять материал, изученный на прошлой неделе, чтобы восстановить его в памяти и лучше усвоить его.
Просматривайте конспекты, чтобы освежить в памяти пройденный материал. Если вы не совсем поняли его, конспект поможет вам найти нужную информацию. Организуйте конспекты по темам и просматривайте темы одну за другой (не надо читать сразу весь конспект).
Сделайте учебное пособие. Иногда учителя сами раздают учебные пособия; в противном случае сделайте его самостоятельно. В учебном пособии представлена информация, о которой будут спрашивать на экзамене, а также приводятся наиболее важные факты и идеи. Учебные пособия, как правило, используются для подготовки к экзаменам (тестам), но они также могут быть использованы для лучшего понимания изучаемых предметов. Делайте учебное пособие после окончания изучения одной темы, и вы будете готовы ко всему, что задумал учитель (контрольная работа, тесты, экзамены).
Создайте обучающую стену. Она схожа с ментальной картой. Записывайте основные факты и идеи на карточки и вешайте их на стену (на доску), а затем прикрепляйте на нее карточки со связанной информацией. Также рисуйте диаграммы и графики на листах бумаги и прикрепляйте их на стену. Связи между карточками и/или диаграммами можно отобразить клейкой лентой. Учите материал при помощи обучающей стены, и при приближении экзамена вы сможете легко найти и вспомнить нужную вам информацию.
Используйте технику запоминания информации. Вам необходимо научиться запоминать информацию, которую вы не можете быстро вспомнить. Разным людям подходит та или иная техника запоминания информации, поэтому вам необходимо поэкспериментировать. Самое главное - научитесь определенной технике заранее (и потратьте на обучение много времени), чтобы ваш мозг имел достаточно времени для овладения этой техникой. Протестируйте следующие техники запоминания информации:
Делайте перерывы, чтобы позволить отдохнуть вашему мозгу. Рекомендуется изучать предмет в течение 50 минут, а затем делать 10-минутный перерыв. Во время перерыва рекомендуется перекусить и сделать короткие физические упражнения.
Убедитесь, что у вас есть хорошие условия для учебы. Во время занятий ничто не должно отвлекать вас (поэтому отключите сотовый телефон!). Концентирируйтесь в это время исключительно на учебе. Стоит отвлечься, и на то, чтобы вновь сосредоточиться, уйдет целых 25 минут.
Часть 3
Как повысить работоспособностьВысыпайтесь и правильно питайтесь. Неправильное питание отрицательно сказывается на работе мозга, так как ему недостаточно питательных веществ. То же касается и сна. В настоящее время ученые считают, что во время сна мозг очищается от токсинов и других опасных веществ, которые предотвращают ясное мышление. Спите не менее 8 часов (или так долго, чтобы полностью восстановить организм для работы) и придерживайтесь здоровой, сбалансированной диеты.
Будьте организованны. Ведите конспекты в тетрадях, а отдельные листы храните в папках. В календаре отмечайте даты сдачи домашних заданий (или даты семинаров, контрольных работ и тому подобное), чтобы не забыть про них. Кроме того, это поможет вам распланировать учебное время и время отдыха.
Начните с известной вам информации. При изучении материала начните с определения того, какой информацией вы уже владеете. Отложите повторение такой информации на потом (на последний момент), но при этом убедитесь, что вы действительно знакомы с этим материалом и просмотрите его за несколько минут до экзамена (контрольной работы, теста). После этого приступите к изучению материала, который вы не знаете или который не понимаете.
Подготовьтесь к экзамену (контрольной работе, тесту). Тщательно готовьтесь к экзаменам, уделяя изучению соответствующих материалов больше времени. Спросите у преподавателя совета, как лучше подготовиться к экзамену. По крайней мере, узнайте у учителя формат экзамена и способы оценки его результатов.
Распределяйте время правильно. Рациональное использование времени имеет решающее значение для получения хороших оценок за выполненные задания и экзамены. Возможно, вы тратите на изучение материала больше времени, чем у вас есть (потому что отвлекаетесь), а может, вы тратите на учебу мало времени, потому что считаете, что у вас итак мало свободного времени. Не теряйте время на ненужную деятельность (например, на компьютерные игры и социальные сети), и у вас найдется достаточно времени как на занятия, так и на отдых. Правильно расставляйте приоритеты, и вы найдете много времени на учебу.
Часть 4
Обратитесь за помощьюСпросите совета у преподавателя. Если вы действительно работаете над тем, чтобы улучшить оценки, но не видите никакого прогресса, попробуйте поговорить с вашим учителем. Поговорите с ним после занятий или во время перемены и объясните преподавателю суть проблемы: вы пытаетесь улучшить оценки, много занимаетесь и конспектируете лекции, но это ни к чему не приводит. Учитель, скорее всего, поможет вам найти ваши слабые места и даст совет, как преодолеть эту проблему.
Попросите о дополнительном задании. Если вы упорно занимаетесь и демонстрируете, что вы действительно изменили свой подход к обучению, попросите преподавателя дать вам дополнительное задание или даже специальный проект (например, курсовую работу или реферат). Это поможет вам исправить плохие оценки, полученные вами ранее.
Что только не задают детям на дом! Мало того что мой сын-шестиклассник делает уроки не меньше четырёх часов в день, так ещё и рюкзак у него неподъёмный. Я как-то взвесила - почти семь килограммов! - возмущается Марина, мать 11-летнего Артёма.
Никак не могу добудиться ребёнка утром. Ему уже 16 лет, пора взрослеть. Как мне надоело проводить так каждое утро! - жалуется Сергей, отец Вадима. - Тем более в выходные у сына спортивная секция и занятия с репетитором. Но он допоздна рубится на компе и встаёт только после моего окрика. Я ему всё чаще повторяю, что в армии дисциплине научат быстро.
Действительно, дисциплина - вещь сложная даже для взрослых. Но детям соблюдать её ещё важнее, чем родителям. Если нам распорядок дня нужен в основном для того, чтобы вовремя проделать запланированную работу, то ребёнку соблюдение "правил игры" позволяет, прежде всего, чувствовать себя уверенно и безопасно в окружающем мире. А это крайне важно для формирования личности.
Сколько можно делать уроки?
В этом вопросе родителям не угодишь. Ребёнок тратит мало времени на уроки - значит, учится спустя рукава. Много времени сидит за учебниками - значит, возится как черепаха и чего-то явно не понимает.
А ведь есть нормы времени на выполнение уроков школьниками:
1–3 классы - 1,5 часа, 4–5 классы - 2 часа, 6–8 классы - 2,5 часа, 9–11 классы - 3,5 часа, - говорит педагог Наталия Моторная.
Нормы работы школьника за компьютером без перерыва: 1–4 классы - 15 минут, 5–7 классы - 20 минут, 8–9 классы - 25 минут, 9–11 классы - 30 минут.
Первое, второе и компот
У школьников должно быть 4–5-разовое питание в день. Средняя потребность в энергии школьника в возрасте 7–11 лет составляет 2350 калорий, в возрасте 11–13 лет - 2700 калорий, 13–17 лет - 3100 калорий, - считает врач-реабилитог Алла Тронина.
Есть ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке. Промежутки между приёмами пищи должны составлять 3,5–4 часа. Рацион должен содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов. Следует избегать острого, жареного, колбас, фастфуда и газированных напитков.
Рабочее место - основа основ
Крайне важно оборудовать дома правильное рабочее место для ребёнка. Сидеть следует с прямой спиной, стул должен иметь невысокую спинку. Ноги ребёнка должны быть согнуты под углом 90 градусов - как в тазобедренном суставе, так и в коленном. Ступни должны касаться пола, - продолжает Алла Тронина. - Дневной или искусственный свет на рабочий стол должен падать слева, но если ребёнок левша, то справа. Идеальное расстояние от книги до глаз ребёнка - 40–45 сантиметров, при этом книгу нужно держать в наклонном состоянии.
Своя ноша не тянет?
Какая же это душераздирающая картина - "первачок" с тяжкой ношей на спине! Кажется, он сам может поместиться в своём ранце. Между тем, по мнению медиков, вес школьного ранца не должен превышать 10–12% веса ученика.
Ремни ранца должны быть широкие, регулируемые по длине. Ранец должен быть снабжён жёсткой недеформируемой спинкой. Вес ранца без учебников должен быть не более 700 граммов для начальных классов и не более 1000 граммов для старших и средних классов, - убеждена Алла Игнатьевна. - Светоотражающие материалы на ранце делают ребёнка более заметным в сумерках для водителей.
На сон грядущий
Во сне ребёнок не просто отдыхает - он там растёт! Представляете, какая работа происходит у детского организма в ночные часы? Поэтому сон для детей - это святое. И относиться к нему надо со всей серьёзностью.
Ложиться спать и просыпаться нужно в одно и то же время. Ограничивать после семи вечера эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов). Очень хорошо сформировать ребёнку собственные полезные привычки. Это может быть вечерний душ, прогулка или чтение. Эти нехитрые "ритуалы" автоматически зададут нужный настрой.
По мнению Наталии Моторной, первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до двух часов.
Общая картина сна выглядит так : 1–4 классы - 10–10,5 часа, 5–7 классы - 10,5 часа, 6–9 классы - 9–9,5 часа, 10–11 классы - 8–9 часов.
Погнали!
Несмотря на то что мы живём в век гиподинамии, активность на свежем воздухе никто не отменял. Продолжительность прогулок и подвижных игр в младшем возрасте должна быть около 3–3,5 часа в день, у старшеклассников - 2,5 часа в день. Не позволяйте ребёнку "поселиться" дома возле компьютера! Это лишает его свежего воздуха, социализации в окружающей среде, приводит к увеличению веса. Мотивируя чадо к прогулкам, купите ему круглогодичный спортивный инвентарь. Бассейн или спортивная секция в закрытом помещении не смогут заменить ему уличной "движухи". Так что - все гулять!
В этой статье мы поговорим о тайм – менеджменте для школьников. Как организовать распорядок дня школьника так, чтобы он успевал делать уроки, гулять на свежем воздухе и чувствовал себя не перегруженным.
«Время – это народное богатство, такое же, как недра, лес, озера. Им можно пользоваться разумно, и можно его губить. Так легко его проболтать, проспать, истратить на бесплодные ожидания, на погоню за модой, на выпивки, да мало ли. Рано или поздно в наших школах начнут учить детей «время пользованию». Автор убежден, что с детства надо воспитывать любовь к природе и любовь ко времени. И учить, как беречь время, как его находить, как его добывать. Самое же главное – научить отчитываться за время».
Даниил Гранин
Школьная пора – не простое время, так как в этот период жизни так хочется погулять, больше проводить времени с друзьями, а тут эти уроки. Эта статья для ответственных родителей, которые понимают всю важность планирования дня своего ребенка. Правильно составленный распорядок дня школьника обеспечит ему хорошую успеваемость, здоровый сон и чудесное самочувствие.
Вот главные причины нехватки времени:
«Думайте на бумаге. Письменно формулируя задачу, вы оттачиваете её и придаете ей материальную осязаемость; создаете то, что можно пощупать и увидеть. Пока цель не записана, она остается всего лишь пожеланием или фантазией. В ней нет никакой энергии. Незафиксированные цели ведут к путанице, неопределенности, неверному выбору направления и множеству ошибок. Зафиксированная на бумаге цель и упорядоченный план действий сделают ваш труд намного продуктивнее. Ваши достижения будут выгодно отличаться от результатов тех, кто держит свои намерения в памяти».
Брайан Трейси
Заключается не в том, чтобы загрузить себя кучей дел, а чтобы разгрузить от ненужных. Необходимо выполнять самые важные и ответственные задачи со своего списка дел. Список лучше составлять за час до сна. Посмотрите, какие уроки заданы на завтра, какие можно сделать с утра и какие и них наиболее важные и требует большего количества времени на выполнение. Утром приступайте к самому сложному заданию. В тайм – менеджменте это правило называется «съесть лягушку на завтрак». Сделайте самое сложное в начале дня, это принесет вам моральное удовольствие, а также освободит вас на весь день от навязчивой мысли об этом задании.
Мы откладываем дела на потом, потому что часто отвлекаемся. Еще одна причина – страх не справиться со сложной задачей. Чтобы побороть страх, нужно просто взяться за решение этой проблемы маленькими шажками.
Также, прежде чем приступить к делу, вы должны понимать, какова ваша цель. Действительно ли это важно для вас и какой результат вы хотите получить?
Например, я хочу хорошо сдать экзамены – это мечта, но не цель. Цель должна быть четкой и конкретной, например, я хочу получить 80 баллов по сумме трех экзаменов. Записывайте на бумаге конкретные цели и сроки их достижения.
Встать с утра – это самое сложное для любого школьника. Естественно, чтобы было легче проснуться с утра, нужно пораньше ложиться спать. Рассчитайте время, во сколько нужно лечь, чтобы поспать 9 часов, и при этом встать в 7 утра. Учитывайте время, которое уходит, прежде чем вы засыпаете.
Мозг школьника активно работает, перерабатывает много новой информации, поэтому, конечно же, устает. Часто у детей начинает побаливать голова. В этом случае очень полезен кратковременный дневной сон, хотя бы 15-20 минут. Это поможет восстановить силы и отдохнуть мозгу.
1. Упражнение «Чувство времени»
Нужно научиться контролировать время, которое отводится на работу или отдых. Мысленно научиться давать себе «звонок» (ведущий упражнения звонит в колокольчик и включает секундомер). Школьник должен в это время выполнять любое задание. К примеру в течении 15 минут и дать знать ведущему, когда это время истекло, по его ощущениям.
2. Упражнение на основе матрицы Эйзенхауэра
Это упражнение учит расставлять дела по приоритетности. Ведущий рассказывает о 4 типах приоритетов. Школьник должен составить список дел на день, соответственно по приоритетности. То есть разложить карточки с заданиями в 4 разные кучки. Также это упражнение дает школьнику представление о жестких и гибких делах. Жесткие – это те, у которых четко определено время начала (например, урок, секции, кружки, сеанс в кинотеатре). Гибкие дела – это те, которые просто нужно успеть сделать, не важно в какое время.
3. Упражнение «Запланируй субботу»
Школьникам дается текст с планами на субботу старшеклассника. Нужно подчеркнуть гибкие и жесткие дела. Определить приоритетность дел в данном плане, расставить их в правильном порядке.
Как правило, первая половина дня школьника расписана. Он находится в школе на уроках. Вторая половина частично занята посещением секций и кружков. Как нужно распланировать вторую половину дня школьника?
1. Если вы пришли со школы, и чувствуете себя уставшим, нужно прилечь отдохнуть и если удастся, поспать хоть полчаса . Это восстановит силы. После пробуждения ни в коем случае не включать телевизор или компьютер. Лучше сразу взяться за выполнение самого сложного задания или урока.
2. Необходимо каждый час делать смену деятельности. Чередуйте занятия менее приятные с более приятными.
«Сначала мы откладываем и оттягиваем начало какого-то дела, а потом, все же приступив к нему, откладываем его прекращение. Неумение прерваться на половине отчасти объясняется стремление получать удовольствие и желанием избежать неприятных переживаний. Смена вида деятельности часто сопровождается некоторым дискомфортом. …Причем прерваться бывает особенно трудно, если вы оттягивали начало. Например, вы прибираетесь в комнате или читаете книгу и чувствуете себя вполне хорошо – до тех пор, пока не приходит время прекратить это занятие. Но после того как укрепите силу воли, вы сумеете не только начинать дела вовремя. Но и прекращать их в нужный момент».
Диана Де Лонзор из книги «Лёгкий способ перестать опаздывать»
3. Прикидывайте, сколько времени займет то или иное задание . Постарайтесь приучить себя укладываться в эти временные рамки.
4. Готовьтесь к следующему дню с вечера . Соберите рюкзак, приготовьте одежду. Если вы делаете уроки с утра, то положите на столе необходимые тетради и учебники.
О пользе наличия режима говорят все психологи. Правильно составленный распорядок дня школьника делает его более собранным, дисциплинированным. Предотвращает неврозы и переутомления.
У старших школьников есть масса своих увлечений и хобби. Им не нужно спать днем. Очень важно выполнить уроки до 20:00, так как после 8 часов работоспособность очень снижается. Обязательно после школы прогуляться на свежем воздухе или посетить спортивную секцию.
У подростков очень многое времени уходит на учебу, это связано с поступлением в ВУЗы. Поэтому нужно обеспечить постоянную смену деятельности. Физические упражнения просто необходимы, иначе здоровье подростка сильно ухудшается от умственного перенапряжения.
Ложиться спать нужно не позже 9 часов вечера и вставать не позже 7:30 утра. Уроки лучше всего делать с утра.
Примерный распорядок дня:
Распорядок дня школьника должен обеспечивать ему полноценный отдых, правильный режим питания, частую смену деятельности. Самое главное – это здоровье ребенка, в каком бы возрасте он ни был. Родители должны ответственно относиться к распорядку дня ребенка, корректировать и контролировать, чем ребенок занимается. Он не только должен все успевать, но и понимать, как определять приоритеты и планировать время так, чтобы его хватало и на отдых и на занятия спортом. Представление о тайм – менеджменте должен иметь каждый школьник. Эти знания ему пригодятся и во взрослой жизни.
Старшая школа - это напряженное время для всех десятиклассников и одиннадцатиклассников. В старших классах приходится совмещать большое количество домашних заданий, контрольных или самостоятельных работ, экзаменов, факультативных занятий и общественную деятельность. Каждую неделю нужно успевать столько, что голова может пойти кругом. Но не переживайте. Вы справитесь. Ключ к успеху в старших классах - умение правильно распоряжаться своим временем.
Обдумайте свои долгосрочные цели. Если вы поймете свои долгосрочные цели, вам будет проще грамотно распоряжаться временем в старших классах для реализации этих целей. Составьте список своих интересов, после чего соберите информацию о том, какие специальности позволяют следовать таким интересам. Сужайте список до тех пор, пока не выберете для себя подходящую карьеру и другие занятия вроде путешествий или изучения иностранного языка.
Сформулируйте краткосрочные цели, чтобы понять план реализации долгосрочных целей. Изучите этапы достижения долгосрочных целей в беседах с профессионалами, которые достигли поставленных задач, а также собирайте информацию в интернете. Затем определите, что можно выполнить уже в старших классах, и переходите к таким действиям.
Запишите свои краткосрочные и долгосрочные цели на бумаге. Разместите список в таком месте, где вы будете видеть его каждый день. Он поможет вам правильно организовать свое время и сохранять мотивацию. Периодически просматривайте свои долгосрочные цели, чтобы не обделять вниманием приоритетные задачи.
Садитесь за первую парту. Это поможет вам сосредоточиться на уроке и не отвлекаться, так как ленивые ученики обычно располагаются на задних партах. Также это покажет учителю, что вы готовы к активной работе.
Участвуйте в обсуждении на уроке. Не обязательно всегда знать правильный ответ. Задавайте вопросы и делитесь своими соображениями , чтобы стать выше в глазах учителя и примером для других учеников.
Делайте аккуратные и разборчивые записи. Указывайте дату и название темы урока в верхней части страницы для удобства поиска. Записывайте основные тезисы и уделяйте особое внимание моментам, которые учитель подчеркивает или повторяет. Вряд ли вы захотите обнаружить, что ваши конспекты хаотичные и неполные, когда учитель сообщит, что завтра будет самостоятельная работа!
Найдите тихое место для работы. Выберите удобный уголок без лишних отвлекающих факторов, в котором можно будет разместить все необходимые материалы. В целях мотивации попробуйте украсить место вещами, которые вас вдохновляют.
Старайтесь выполнять задания на следующий день. Начинайте с задания, которым вы меньше всего хотите заниматься. Если сразу разделаться с самым сложных делом, то вы ощутите повышенную уверенность в своих силах и остальные задания покажутся вам пустяками.
Разделяйте недельные проекты на меньшие задачи и выполняйте по одной задаче каждый день. Если в понедельник вы получили задание, которое нужно сдать в пятницу, то лучше приступать к работе сразу. Так вы ослабите тревогу, которая может быть вызвана масштабом задачи, а также успеете найти и исправить возможные ошибки.
Используйте выходные дни для работы над долгосрочными заданиями. Если на выполнение задания отводится две недели или больше, то уделяйте таким проектам по несколько часов в выходные. Не переживайте, у вас останется время выспаться! Зато вы успеете выполнить работу раньше, если потратите на нее пару часов после обеда. Также не оставляйте задания на последний день.
Готовьтесь к самостоятельным и контрольным работам сразу после объявления. Вечером в день сообщения о том, что вам предстоит проверка знаний, следует потратить хотя бы полчаса на подготовку карточек, поиск и решение типовых задач, разработку подсказок для сочинений или организацию доступных записей и материалов. Готовьтесь хотя бы полчаса каждый вечер перед самостоятельными работами и не меньше 45 минут перед контрольными работами.
Купите ежедневник и составляйте график на каждую неделю. Выделяйте определенное время на домашние задания, подготовку, дела по дому и факультативные занятия. Если спланировать свое время в начале недели, то вам будет проще подстроиться под непредвиденные обстоятельства и не пренебрегать другими обязанностями.
Ограничивайте время использования электронных устройств. Проводите меньше времени перед телевизором или со смартфоном в руках - двух часов вполне достаточно, чтобы у вас оставалось время для домашней работы, подготовки и факультативных занятий. Телевизор и социальные сети позволяют не только развлечься, но и потерять много времени, поэтому важно следить и ограничивать себя.
Старайтесь выполнять как можно больше домашних заданий в будние дни. Так у вас останется больше времени для общения с друзьями и развлечений в выходные. Также вы будете лучше себя чувствовать, если не будете оставлять незавершенных дел.